American Decorative Arts.
The Metropolitan Museum of Art.
Лоскутное шитьё. Образцы американского декоративно - прикладного искусства (метрополитен - музей, Нью-йорк).
История пэчворка и квилта.
Шитьё из лоскутков и простёгивание многослойных текстильных изделий является традиционным видом декоративно - прикладного искусства для многих народов мира. Обе эти техники тесно связаны между собой. Считается, что квилт, или стёжка, впервые появился в странах Востока несколько тысячелетий назад
. В одеянии буддийских монахов, например, важнейшей деталью были "кэса"- теплые стёганые лоскутные накидки. Буддийские предания гласят, что сам будда лично разработал правила изготовления кэса (количество и расположение частей, специальные стежки. С момента своего возникновения в VI столетии широкое и большей частью прямоугольное покрывало осталось без принципиальных изменений. Кэса, драпируясь подобно тоге, носится через левое плечо, оставляя открытыми правое плечо и руку. Самые ранние кэса сшивались из маленьких кусочков ткани, полученных монахом в виде подаяния. Этот труд считался, равно как и переписывание буддийских текстов, религиозным актом. До сих пор существует специальная инструкция по носке, чистке и сворачиванию этого предмета одежды. Изначально кэса шились из хлопчатобумажных тканей, поэтому раритетов осталось мало. Позднее их стали составлять из кусков шёлка.
Естественно, сначала стегальные стежки выполняли чисто функциональную задачу, так как служили для скрепления нескольких слоев ткани. Одной из самых древних и простых в исполнении является японская стёжка "Сашико". В переводе с японского слово "Сашико" означает "прокол". Классическое "Сашико" выполняется на ткани цвета индиго белыми нитками.
В средневековой Италии родилась стёжка "Трапунто", которая сначала тоже преследовала чисто практические цели. Слово "Трапунто" в переводе с итальянского означает "набивка". Таким образом, подбивая ватой и простёгивая, "Бронировали" жилеты доблестных рыцарей в самых уязвимых для холодного оружия местах - напротив сердца, почек, легких. Конечно, мастерицам, стегавшим эти мягкие доспехи, быстро наскучила монотонная работа, и они начали привносить в неё элементы художественности. Выстёгивая на лицевой стороне крупные цветы и листья, с изнанки их наполняли плотной набивкой, стебли - толстой нитью или шнуром, пространство между ними плотно застёгивали мелкими стежками. В результате все детали орнамента получали объём и выразительность барельефа. С появлением огнестрельного оружия стеганый "Бронежилет" перестал служить средством защиты, но чудесная техника стёжки осталась.
Во Франции стёжкой "Трапунто" стали украшать шёлковые одеяла и покрывала. А спустя некоторое время утонченные французы придумали выполнять подобие "Трапунто" на тонкой светлой ткани, используя при этом цветную набивку. Набивка, просвечивая через полупрозрачную основную ткань, придавала узору нежные цветовые оттенки. Этот вариант стёжки получил название "Бути".
В Германии первым стёганым изделием считается монашеское платье святой Елизаветы, сшитое в Xiii веке и хранившееся в течение многих столетий в закрытом сундуке монастыря города Трир.
Искусство лоскутного шитья зарождалось в разных частях света более или менее одновременно - сразу, вслед за появлением ткани. В египетской гробнице была найдена древняя коптская ткань, отделанная шерстяной нитью и украшенная аппликацией. По оценкам историков, время её создания - V - Viii век. Украшенное аппликацией шерстяное покрывало обнаружено учёными в скифском кургане. В Европе лоскутные одеяла примерно с XII века использовались. Однако принято считать, что лоскутная техника как самостоятельный вид декоративно - прикладного искусства начала развиваться в Англии в первой половине Xviii века. В XVI веке в Англию начали привозить индийские хлопчатобумажные ткани прекрасных расцветок и узоров. Иметь в доме одеяло индийского производства, богато декорированное вышивкой или набивным рисунком, стало считаться признаком достатка. Но в 1721 году правительство Англии издало акт о сохранении и развитии шерстяных и шёлковых мануфактур, запрещающий также продажу ситца, произведенного в Индии и изделий из него. Конечно, контрабанду ситца это не остановило, но сделало его очень дефицитным и дорогим материалом. Поэтому экономные хозяйки не торопились выбрасывать обрезки, а стали придумывать варианты их дальнейшего использования. Так, яркие элементы узора модных индийских тканей шли на аппликации: их нашивали на льняные или шерстяные полотна. Такая техника "Персидская Вышивка называлась". Фон в таких изделиях нередко простёгивался, в частности, с использованием шнура. Таким образом, лоскутная техника первоначально возникла как способ изготовления рукодельницами модных предметов интерьера (например, парадных одеял) в домах без большого достатка. Недаром слово "пэч" в переводе с английского означает "заплатка".
Вместе с переселенцами этот вид рукоделия попал в Америку, и вот там - то лоскутная техника постепенно стала национальным видом декоративно - прикладного искусства. Богато декорированное стёганое покрывало теперь - обязательная часть интерьера традиционного американского дома. За последние два столетия потомки экономных переселенцев, которые буквально из ничего создавали свои лоскутные шедевры, разработали множество прекрасных узоров, ставших традиционными, и выработали технологии изготовления лоскутных изделий. Искусство пэчворка и квилта передавалось по наследству. Существовала, к примеру, традиция, согласно которой невеста должна была сшить себе в приданое двенадцать стёганых лоскутных одеял, а тринадцатое ей дарили подруги. Часто мастерицы вместе занимались стёжкой на единственной большой раме. На этих встречах женщины общались, обменивались узорами, секретами мастерства.
(Материалы статьи: М. кольская "Пэчворк и Квилтинг" / традиции лоскутного шитья) sc_искусство.