22 июля 1795 г. - в Москве в имении графа Николая шереметева открылся театр - дворец "Останкино".
Премьерой оперы Козловского на слова Потемкина "Взятие Измаила или Зельмира и Смелон" в имении графа Николая шереметева 22 июля 1795 года открылся театр - дворец "Останкино". Влияние идей театральности ощущалось во всем: роскошь соседствовала с бутафорией, парадный двор напоминал сценическое пространство в окружении флигелей - кулис, интерьеры сменяли как картины в спектакле
. Во время приемов, проходивших в Останкино, после спектакля в том же зале давался бал, а затем следовал ужин в египетском павильоне. Театральная труппа, состоявшая из крепостных графа, насчитывала до 300 актеров, певцов и музыкантов, что позволяло ей успешно соперничать с императорским театром. Ее репертуар включал более сотни опер, комедий, балетов, в том числе произведения французских и итальянских композиторов - гретри, монсиньи, паизиелло, пиччини. Примадонной оперы была блистательная Прасковья Жемчугова, крепостная актриса, ставшая впоследствии супругой графа шереметева. В настоящее время Останкино - единственный в России театр 18 века, сохранивший сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения. Театр дошел до нас в виде бального зала "Воксала" и до реставрации дворца, которая началась в 2013 году, использовался для постановки старинных опер и проведения камерных концертов. Впервые деревня осташкино, позднее - Останкино, упоминается в письменных источниках середины XVI века: в межевой книге 1558 года указан размер подушной подати крестьян. Эта местность также встречается в духовной грамоте Ивана грозного 1572 года в качестве завещания его четвертой жене Анне колтовской. История самой усадьбы начинается с 1584 года, когда Останкино перешло во владение хранителю государственной печати, дьяку Василию щелкалову. При нем в имении был построен боярский дом, посажена роща и заложена деревянная церковь, освященная во имя святой троицы. Щелкаловские здания были уничтожены в смутное время, до настоящего времени сохранился лишь вырытый при нем пруд. Усадьба, боярский дом и троицкая церковь были восстановлены князем Иваном черкасским, которому Останкино было пожаловано в 1601 году и оставалось вотчиной его рода более 120 лет. Унаследовавший земли племянник князя яков черкасский обустроил в Останкино охотничьи угодья, а его сын Михаил вместо обветшавшей деревянной церкви велел возвести каменную. В 1743 году княгиня варвара, единственная дочь канцлера российской империи Алексея черкасского, вышла замуж за графа Петра шереметева, объединив два знатных российских рода. Вошедшая в приданое усадьба принадлежала шереметевым вплоть до 1917 года. Поскольку Петр шереметев регулярно жил в своей родовой усадьбе в Кускове, Останкино при нем было хозяйственной вотчиной. По его указанию на этой территории организовали регулярный сад квадратной формы, выстроили теплицы и оранжереи, в которых выращивались лимоны, персики, гранаты, миндаль, фиговые и оливковые деревья. Расцвет усадьбы связан с Николаем Петровичем шереметевым, который сделал Останкино своей летней резиденцией и создал театральную труппу, состоявшую из более чем 300 человек. При нем Останкино стало одним из самых красивых усадебных ансамблей России. Николай шереметев был человеком высокообразованным, увлекался искусством и идеями просвещения. Он решил воплотить в России одну из этих идей: построить "Пантеон Искусств" - здание, которое бы совмещало в себе театр, картинную галерею и библиотеку. В 1792 году в Останкине началось строительство дворца - театра по проекту архитекторов Франческо кампорези, Ивана старова и Винченцо бренна. Открытие театра состоялось в июле 1795 года. Реализацией проекта и оформлением занимались крепостные зодчие шереметева - Павел Аргунов, Григорий дикушин и Алексей Миронов. Здание было построено из дерева в классическом стиле. В специальном помещении с бельэтажем часто ставились спектакли, исполняемые крепостными актерами театра шереметева. На сцене в то время играла известная актриса, бывшая крепостная, а впоследствии жена Николая шереметева - Прасковья Жемчугова. В Останкино в разное время побывали многие именитые гости, в том числе польский король Станислав август понятовский, российские императоры Елизавета Петровна, Павел I и Александр I. сохранились сведения о том, что в останкинском дворце Александром II был подписан проект закона об отмене крепостного права. Во второй четверти XIX века графская усадьба начала постепенно приходить в упадок. С 1890-х приусадебная территория останкино начала дачами застраиваться. После 1918 года дворец был национализирован, а 1 мая 1919 года открыт для посещения в качестве музея. В 1938 году учреждение было переименовано в "Останкинский Дворец - Музей Творчества Крепостных", потому что сам дворец и его интерьеры были оформлены крепостными зодчими и художниками шереметевых, а труппа театра состояла из актеров, находившихся в личной зависимости. С 1992 года бывшее имение шереметевых носит название московский музей - усадьба Останкино. Коллекции музея разнообразны и состоят как из личных вещей графов шереметевых, так и предметов, собранных после революции. В частности, до закрытия на реконструкцию здесь были представлены коллекция русского портрета Xviii - XIX веков, собрание золоченой и наборной мебели Xviii - первой половины XIX века, собрание русского, европейского и восточного фарфора и другие коллекции. Общий фонд музея насчитывает порядка 20 тысяч различных предметов. В начала 1980-х годов музей стал возрождать театральную и концертную деятельность. С 1996 года в Останкине ежегодно проводится театрально - музыкальный фестиваль "Шереметьевские Сезоны". С февраля 2013 года усадьба закрыта на реконструкцию, одна из основных задач - сохранить деревянные стены дворца. С начала реконструкции во дворце были проведены противоаварийные работы: крыша закрыта металлической кровлей, а в залах укреплены плафоны. Временем открытия усадьбы назначен 2020 год.