Ускользающая красота деревянного зодчества.
Это уникальное здание на ул. свободы, которое невозможно не заметить, увидела впервые лет 7 назад, когда приезжала в Рязань в гости к детям. Теперь, зная его историю и проходя мимо почти ежедневно, с сожалением вижу как дом разрушается.
История. Усадебный дом херасковых (Серовых) - единственный уцелевший в Рязани памятник деревянного ампира и редкий образец городского дворянского дома первой четверти XIX века в первой четверти XIX столетия усадьбу на углу улиц владимирской (ныне - свободы) и монастырской (ныне - Фурманова) построил помещик Фёдор Серов, а потом продал её Любови херасковой, жене сына скопинского священника Дмитрия хераскова. Покупка была не случайной - рядом, где в наши дни пустует площадь свободы, высилась церковь воскресения господня, а к усадьбе примыкал прекрасный яблоневый сад.
Кроме главного дома были и усадебные постройки, в т. ч одноэтажный флигель, разрушенные после революции. В 1950-х годах потомки херасковых за свой счёт провели работы по восстановлению здания.
Архитектура. Одноэтажный, с подвалом и мезонином, дом имеет П - образный план. В композиции главенствует высокий четырёхколонный портик с фронтоном, занимающий среднюю треть главного фасада в его первоначальных габаритах. Колонны портика сделаны из цельных сосновых стволов и оштукатурены.
Углы главного объёма усилены огибающими Лопатками, некогда обработанными квадровым рустом. Рамочные наличники прямоугольных окон основного этажа увенчаны в интерколумниях (расстояние между соседними колоннами в колоннаде или портике в ордерной архитектуре) прямым сандриком на паре сухариков ( ряд небольших прямоугольных выступов на карнизе, ), а на других участках уличных фасадов - более узкими веерными гребнями.
Парадный вход с улицы в сени ведёт. Комнаты основного этажа соединял круговой обход. За глухой левой стеной сеней находится самое крупное помещение дома - зал с колоннами, обращённый на улицу тремя окнами. В тёмном коридоре расположена винтовая лестница в квадратный мезонин, крестообразно разделённый перегородками. В восточной стене зала арка над двумя тосканскими колоннами связывала его с квадратной гостиной, за которой угол объёма был занят кабинетом с четырьмя окнами. В восточном крыле, вероятно, размещались буфетная, кухня и комната женской дворни; в западном - хозяйские покои. В ряде помещений уцелели первоначальные штукатурные карнизы и двупольные двери. В 1910-1915 гг. были переделаны интерьеры и., видимо, утрачены капители портика.
Под восточной частью здания - низкий прямоугольный подвал. Деревянные стены над кирпичным оштукатуренным подвалом горизонтально обшиты тёсом.
Во время ремонта в нач. 1970-х гг. были частично восстановлены утраченные детали фасадного убранства здания. Со стороны двора между крыльями дома появилась пристройка с лестницей в мезонин.
Здание является объектом культурного наследия регионального значения и ждёт своей реставрации. Красота исчезнуть не должна.