Лучшие исторические сады и парки москвы?
Часть 4.
Кусково.
Усадьба кусково. Фото 1.
О вотчине бояр Шереметьевых в Кускове упоминалось уже в 1623 г, а с 1819 г. в Кускове велисъ большие работы. Основными авторами ансамбля были крепостной архитектор Ф. Л. Аргунов и его ученик A. Ф Миронов, который работал над композицией паркa. Расположен на Востоке Москвы на территории района Вешняки.
Ансамбль Кусково состоял из центрального ядра регулярной планировки в окружении зеленых массивов пейзажного решения. Перед дворцом - большой пруд с островком, а за ним по оси дворца вглубь зеленого массива уходил канал, завершавшийся пышным каскадом. С противоположной стороны дворца располагался гpандиозный партер, завершающийся по оси дворца зданием оранжереи. В регулярном саду - изящный павильон эрмитаж, на берегу небольшого пруда - грот, а недалеко от него - итальянский домик и открытый театр на 100 мест. Богато оформленный скульптурой и цветниками на фоне газонов, партер с трех сторон окружен канатами и вагами. За оранжереей располагался лабиринт, a за большим прудом в зеленом массиве - зверинец.
Усадьба состояла из трех частей: запрудной со зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка "Гай". С наибольшей полнотой сохранился архитектурно - парковый комплекс центральной парадной части.
Павильон эрмитаж в английской (пейзажной) части паркового ансамбля. Фото 2.
Центром ансамбля является дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров с произведениями русского и западноевропейского изобразительного искусства; дарственные портреты русских императоров и нескольких поколений хозяев усадьбы - шереметевых.
Дворец был сооружен в 1774 году. Его планировка отвечает модному анфиладному расположению интерьеров, двери всех помещений находятся на одной оси, комнаты раскрываются одна за другой. Все помещения господского дома последовательно объединены в три композиционные группы.
Усадебный комплекс был предназначен для пышных приемов гостей и увеселений. Для этих целей были выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приемов собирала до 30 тысяч гостей.
Лесопарковая зона возле усадьбы. Фото 3.
Достойным обрамлением дворцового комплекса является французский регулярный парк с красивыми прудами и мраморной скульптурой.
Итальянский домик (1755) в структуре усадебных праздников выполнял роль дворца для "Малых Приемов". И, одновременно, в убранстве павильона находил отражение характерный для Xviii века интерес к собиранию "Раритетов", редких произведений искусства, что придавало маленькому дворцу своеобразие музея.
Голландский домик (1749) - находящийся на берегу пруда двухэтажный садовый павильон с кухней на первом этаже и гостиной на втором. Строение возведено в лаконичном стиле голландских построек Xvii века, в том же стиле выполнена отделка внутренних помещений керамической плиткой. Беседки и сад с огородом, расположенные вокруг павильона, были призваны создавать иллюзию улицы, находящейся на берегу канала. Похожий домик есть в другой подмосковной усадьбе, вороново.
Голландский домик. Фото 4.
Одно из самых интересных сооружений в Кусково - грот, построенный в 1755-1761 годах под руководством Ф. Аргунова. Каменный павильон в стиле барокко на трехступенчатом цоколе щедро декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах, львиными масками над окнами. Стены грота оформлены цветным стеклом и известковым туфом. По замыслу архитектора грот должен был олицетворять стихию камня и воды.
Грот в регулярной части парка Кусково. Фото 5.
Павильон эрмитаж (1765 - 1767) был предназначен только для избранных - друзей хозяина поместья, желавших уединиться во время балов, которые устраивал граф шереметев. На второй этаж можно было попасть , внимание, только с помощью механического лифта. Первый этаж предназначался для прислуги - подача напитков, закусок и прочего осуществлялась изящным подъёмным механизмом - столом. В начале 1980-х при реконструкции исторического облика была восстановлена оградка по периметру крыши и статуя на куполе. Но до реконструкции павильон выглядел более изящно.