История накопления ненужных вещей.
Викторианская гостиная.
Часть первая.
"Не Стоит Держать в Своем Доме Ничего Бесполезного или Некрасивого".
Уильям Моррис.
Викторианская гостиная от своих предшественниц по трем основным параметрам отличалась. Во-первых, в больших викторианских домах снова появилось несколько общих комнат: "Утренняя Столовая", "малая гостиная", бильярдная, библиотека. Во-вторых, заметно потемнела цветовая гамма гостиной
. Светлые яркие краски георгианских интерьеров сменились - не в последнюю очередь из-за того, что модифицировались технологии систем отопления и освещения (об этом мы еще поговорим) - густыми мрачноватыми тонами. Наконец, в викторианских общих комнатах появилось гораздо больше вещей. Кое-какие из них были известны и в прошлом, но теперь возродились в новом виде. Американская романистка Эдит уортон расшифровывает язык гостиной 19-го века, описывая одну из комнат дома в районе мейфэр. В помещении, представлявшем собой модернизированный аналог вытянутой галереи с фамильными портретами, "Стояли Столы под Бархатными Скатертями, по Углам Висели Причудливой Формы Полки и все Свободное Пространство Занимали Фотографии в Тяжелых Серебряных или Сафьяновых Рамках, Короны - от Баронской до Герцогской, и Даже Одна Королевская (Этой Было Отведено Почетное Место на Каминной Полке)". Собирать фотографии друзей значительно легче, чем заказывать художнику их живописные портреты, поэтому ничего удивительного в том, что подобные вещи быстро накапливались, не было.
В числе предметов, составлявших обстановку викторианской гостиной, попадалось немало довольно вычурных, встречались и такие, что можно было отнести к категории вульгарных. В 1870-е годы реклама мебельного гарнитура для гостиной расхваливала "Шесть Изящных Резных Стульев с Богатой Шелковой Обивкой; Великолепный Стол на Массивной Колонне с Когтистой Лапой в Основании, с Инкрустированной Столешницей; Большое Каминное Зеркало в Изумительно Красивой Золоченой Раме и две Прекрасные Рубиновые Люстры". Все "Богатое", "красивое", "массивное" - в полном соответствии с требованиями времени. Диваны кедлстона - те самые, с морскими божествами - производили на посетителей сильное впечатление, но не будем забывать, что они стояли в огромном зале, своим великолепием подчеркивая роскошь остального убранства. А вот в викторианских гостиных царила полная эклектика.
Владельцы домов, одержимые гордостью за империю, стремились щегольнуть достижениями британской индустрии. После всемирной выставки 1851 года многих охватило желание заполнить гостиную вещами из разных уголков земли. Автор книги "Гостиная: Убранство и Мебель" Люси орринсмит (1878) учит, что в главной комнате должно стоять нечто более привлекательное, чем ящик для угля, разрисованный видами замка уорик, и ширма с изображением "аббатства мелроуз в лунном свете". Владельцам домов, настаивает она, следует для убранства лучших комнат использовать всевозможные диковины, например "Персидские Изразцы, Алжирские Цветочные Горшки, Старинную Фламандскую Чашку, Нанкинский Голубой Фарфор, Исландскую Ложку, Японский Шкафчик, Китайский Веер и Прочие Оригинальные и По-своему Прекрасные Вещи".
В действительности помешательство на вещах задолго до 19-го века началось. Еще в конце 17-го века у горожан среднего достатка, занимавшихся в основном торговлей, появляется новое увлечение - посещение недавно открывшихся магазинов, что не могло не сказаться на обстановке их жилища. В результате комната, игравшая роль гостиной в домах мелкой и средней буржуазии, вскоре до отказа забивалась ненужными предметами, купленными не для того, чтобы ими пользоваться, а "для Красоты", хотя назвать красивыми эти дешевые поделки мало у кого повернулся бы язык. Гостиная превращалась в склад, зато дарила хозяевам ощущение прочности быта.
Семья, не обладавшая богатством, выбирала для отделки гостиной бумажные обои. Этот прекрасный - недорогой и простой в использовании - материал появился в 17 веке. Сначала обои в писчебумажных лавках продавали. Стоили они относительно дешево, поэтому неудивительно, что в 1690-1820-е годы в Лондоне насчитывалось более пятисот таких лавок и обойных цехов. В 1712 году обои стали настолько популярными, что на них был введен специальный налог. В 1836 году налог отменили, и обойное производство расцвело еще пышнее. В 1901 году посетители выставочного зала компании "Сандерсон" восхищались "обоями такого великолепия и такой красоты, какие невозможно вообразить даже в самых смелых мечтах о мраморных залах".
В то же время обои массу проблем создавали. Во-первых, обойный бизнес - как в части производства, так и в части торговли - привлекал мошенников. Огромный спрос на обои привел к появлению поддельных штампов налоговой инспекции. Поэтому с 1806 года это преступление уже каралось смертной казнью. Во-вторых, некоторые виды обоев несли прямую угрозу здоровью: при их изготовлении использовалась краска на основе мышьяка! Стоило людям выехать на отдых к морю, как у них мгновенно улучшалось самочувствие - еще бы, ведь они переставали дышать ядовитыми испарениями в стенах собственных гостиных.
Недорогие "Веселенькие" обои слишком часто откровенной дешевкой и безвкусицей выглядели. В литературе 19-го века метафора оклеенной обоями комнаты использовалась для описания ограниченного ханжи, придающего слишком большое значение условностям. В романе Томаса Гарди "Вдали от Обезумевшей Толпы" такой малосимпатичный персонаж, как сержант трой, выражает недовольство створными переплетами и темными углами "славного старого дома". Он говорит: "Я Считаю, что Повсюду Надо Сделать Подъемные Окна … и Оклеить Стены Обоями". Источник - английский дом. Интимная история, Люси уорсли.
Больше информационных статей о мебели для гостиной http://interior.ru-best.com/mebel/mebel-dlya-gostinoy