Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Императорская спальня была самой закрытой и малодоступной для посторонних глаз комнатой во дворце.

17.07.2016 в 06:29

Чтобы попасть в нее, следовало пройти через палисандровую гостиную и сиреневый кабинет.

Спальня оставалась нежилой более 20 лет, когда ее в первый раз осмотрела Александра Федоровна. После отъезда прежних хозяев дворцовые покои закрыли, зачехлив мебель и завернув картины в бумагу. Менее громоздкие предметы обстановки уложили в ящики, либо отправили на хранение. Иногда окна тяжелыми ставнями занавешивали.
Императорская спальня была самой закрытой и малодоступной для посторонних глаз комнатой во дворце.
Время от времени прислуга убирала комнаты, но большую часть времени покои оставались закрытыми - ключи от них находились у дворцового управляющего. Возможно, Александре Федоровне рассказали, что спальня и соседняя "Сиреневая" комната своеобразно связаны с ее английскими родственниками.
Судьба много лет назад привела в эти покои мать Александры Федоровны - принцесса Алиса приехала на свадьбу своего брата, герцога эдинбургского. Спальня была частью апартаментов, которые выделил император Александр II для медового месяца своей дочери Марии и ее мужу, герцогу Альфреду эдинбургскому, второму сыну королевы Виктории.


После осмотра интерьера спальни, обсуждения с декоратором мельцером и супругом, императрица решила по возможности оставить комнату в ее первозданном виде. Александре Федоровне спальня понравилась и ей показалось бессмысленным тратить деньги и время на полное переоформление - ведь большинство предметов меблировки было в хорошем состоянии.
Так, мебель, изготовленная в России в 1870 е годы, нашла очередное применение. Правда, пришлось покрасить ее белой эмалью, чтобы она выглядела ярче и приятней для глаза. Арку с колоннами, разделявшую комнату надвое, тоже покрасили в белый цвет, а все ткани, использованные в убранстве, и ковры заменили на новые. Для занавесей, обивки мебели и стен, Александра Федоровна выбрала светлый ситец. Рисунок на ткани представлял собой зеленые цветочные гирлянды с вплетенными в них розовыми ленточками на белом фоне. Оформление интерьера комнаты в одной ткани уже ранее применялось в гатчинском дворце, но здесь, в александровском дворце, эффект оказался сильнее благодаря цвету использованного материала и впечатлению, что это не обычная обивка, а гобелен.
Анатолий Михайлович Кучумов, бывший директор дворца - музея, считал, что цвет стен и обивки придавал комнате траурный вид, а кровать напоминала катафалк под стеной, увешанной иконами. Конечно, императрице и в голову не приходило подобного сравнения. Для Александры Федоровны спальня выглядела как солнечный английский сад или шатер для летней свадьбы.
Два больших окна комнаты были занавешены портьерами, гармонировавшими с драпировками, которые украшали колонны арки. Тяжелые шнуры с замысловатыми кистями помогали сдвигать и раздвигать занавеси. Стена за кроватью была обита светло-розовым материалом - он подходил по цвету к подкладке арочных занавесей, и под потолком был задрапирован складками. Большая двуспальная кровать императорской четы состояла из двух сдвинутых кроватей, сделанных из золоченой бронзы. Матрас кровати был обит замшей. Простыни, на которых спала Александра Федоровна, были из льна и хлопка - на них имелись монограмма императрицы и маркировка, означавшая принадлежность к спальне александровского дворца. Днем кровать застилали искусно сшитыми шелковыми покрывалами с кружевной отделкой, а в изголовье ставили большие подушки с кружевными накидками. На ночь все покрывала убирали, а вместо них появлялись мягкие одеяла и более удобные, привычные подушки.
Кровать стояла напротив окон, а за кроватью на стене можно было увидеть сотни икон и Образков. Многие из них были древними и очень ценными. В центре стены над кроватью висела большая икона федоровской богоматери - старинная копия с иконы, которой благословляли на царство первого царя из дома Романовых. Все иконы были заключены в серебряные оклады, украшены драгоценностями и покрыты эмалью - часть окладов создала прославленная фирма фаберже, а также знаменитые московские серебряных дел мастера Хлебников и Овчинников.

Большинство икон императорской семье преподнесли известные монастыри, церкви, религиозные организации России и иностранные государства. Почти на всех иконах с обратной стороны стояла отметка о дарителе, дате и поводе события, по случаю которого произошло дарение. В те годы, когда во дворце жила царская семья, икон на стене висело гораздо меньше, чем можно увидеть на фотографии (см. Выше), сделанной в 1941 году.
Дело в том, что при советской власти дворец стал музеем, и музейные работники перенесли иконы из комнат царских детей в спальню Николая II и Александры Федоровны - в комнатах царских детей разместился детский дом, а в правом крыле дворца был открыт дом отдыха сотрудников Нквд. Часть икон прибыла из других императорских дворцов, например из зимнего, где покои Романовых были демонтированы.

Больше информационных новостей об интерьере для дома http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-dlya-doma