Дом игумнова - последняя работа Николая поздеева.
Внешний облик и внутреннее убранство особняка сочетают в себе "Русский Стиль" и классицизм.
Фасады здания выполнены в духе русской архитектуры Xvii века и передают обобщённый образ боярского терема. Наружный декор архитектурного памятника отсылает к облику ярославских церквей и собора Василия блаженного. В стилистике особняка присутствуют элементы резьбы по дереву, белому камню, металлическая ковка и литье, живопись на сводах и элементы кирпичной фигурной кладки
. Архитектурный ансамбль здания представлен островерхими шатрами, арками в форме сводов и колоннами.
Стены особняка были сделаны из красного кирпича, изразцы украшены многоцветной мозаикой, а окна окантованы московским белым камнем. Для укладки кровли использовался давленый под черепицу шпиатр и керамические детали. Узорная решетка ворот напоминает по технике изготовления просечные металлические подзоры карнизов.
Дом Игумнова выделялся отсутствием стилевого единства между внешним обликом здания и его интерьерами. Внутри особняк украшен гобеленами и мебелью Xvii - Xviii веков.
В здании насчитывается около 40 комнат. У главного входа расположен аванзал с парадной лестницей и многоцветным орнаментом на стенах. На стенах большой гостиной висят два фламандских гобелена Xvii века, изображающих аллегорические сцены. Аванзал и большая гостиная формируют начало анфилады, ведущей в малую гостиную и малую столовую. Последнее помещение изначально использовалось обитателями особняка как гостиная, предназначенная для приёма посетителей дочери Игумнова. Отделка малой гостиной стилю Людовика XV близка. Помещения второго этажа в стиле модерн оформлены.
Критик Владимир Стасов высоко оценил особняк в своих письмах к писателю Льву толстому. Тем не менее в конце XIX века искусствоведы и архитекторы негативно отзывались о последней работе Поздеева за её массивность и чрезмерную эклектичность.
Мифы и легенды.
Согласно одной из городских легенд, Николай Поздеев совершил самоубийство, так как Игумнов отказался покрывать дополнительные расходы на строительство, превысившие первоначальную смету. Спасаясь от долгов, архитектор застрелился и проклял особняк и его обитателей.
По неофициальной версии, купец построил особняк, чтобы жить в нём со своей любовницей - танцовщицей Варварой, но затем заподозрил её в измене и замуровал девушку в стенах здания.
На одном из торжественных приёмов, проводившихся в особняке, Игумнов решил удивить гостей и выложил пол в парадной комнате золотыми монетами с изображением профиля Николая II. Слухи об этом предположительно дошли до самого императора, сославшего Игумнова в Абхазию.