Жостовские подносы. Жостовский промысел ведет свое начало с 1825 года.
В это время декоративно - прикладное искусство в России находилось на высоком уровне. Существовали уже и два центра производства подносов - в Петербурге и нижнем Тагиле на Урале.
Производство расписанных подносов в России с Xviii в известно.
Зародилось оно на Урале, на демидовских заводах невъянска и нижнего Тагила. Одним из первых известных мастеров стал а. с. худояров, нижнетагильский крепостной человек Демидовых.
По преданию, он изобрел масляный лак, "Который на Железе, Меди и Дереве ни Мало не Трескается и с Которым Никакие в России Делаемые Лаки в Доброте и Прочности Сравниться не Могут, Даже Самый Аглицкий лак он Превосходит и Равняется с Китайским".
Покрытие изделие от внешних воздействий предохраняло. Роспись дольше сохранялась, тем более что лак этот "когда. В жаркой печи хорошо иссохнет, то как зерцало становится". Свой секрет передал мастер сыновьям Вавиле и Федору. Они на подносах "Ярких Бабочек и Птиц писали". Позднее подносы стали украшать сюжетной и орнаментальной росписью.
На рубеже Xviii - XIX вв. Уральские подносы по всей России расходились.
История же жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей троицкой волости (ныне мытищинский район московской области) - жостове, Осташкове, Хлебникове, троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова - лукутиных, основанная в конце Xviii века в селе федоскине, в 7 км от жостова. Жостово и окрестные села осташково, хлебниково издавна славились кузнецами. Мастерские династий лукушиных и Вишняковых славились производством шкатулок, табакерок, портсигаров, чайниц, украшенных небольшими миниатюрами. Изготовляли из папье-маше и подносы разных размеров, также с живописными изображениями. Производство подносов постепенно выделилось в самостоятельный промысел.
Появление промысла именно подносов в жостове связано с именем Филиппа Вишнякова, крепостного графа шереметева. Откупившись на волю, он создал свою мастерскую, где и начали расписывать подносы - сначала на папье-маше. Поэтому начало производства подносов в жостово принято связывать с 1825 г. - датой открытия самостоятельной мастерской о. Ф. Вишнякова, одной из трех наиболее крупных в троицком уезде.
В середине и особенно во второй половине XIX века производство подносов в жостове и окрестных селениях увеличилось, причем папье-маше заменило железо. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "Бумажные" поделки из мастерских троицкой волости. Процесс изготовления подносов с тех пор не изменился.
Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. В 1839 г. железные жостовские подносы попали в каталоги всероссийской промышленной выставки.
В этот период развития преобладали сюжетные композиции. Например, "Тройка", "чаепитие". Такие подносы были деталью интерьера богатых купеческих домов, трактиров, где использовались, кстати, не только как украшения, но и по прямому назначению.
Подобно другим народным промыслам в 1910 г. жостово переживало кризис. Спрос на подносы упал, производство сокращалось. Мастера уходили в сельское хозяйство, в отхожие промыслы. Оставшиеся организовали в 1912 г. в деревне новосильцево трудовую артель, но она скоро распалась.
Лишь в 1920 г. с общим подъемом народного искусства и возрождением артелей во многих местностях возникли они и вокруг жостова, а в 1928 г. объединились в одну - "Металлоподнос", с 1960 г. переименованную в существующую и поныне жостовскую фабрику декоративной росписи.
В 1920 - 1930 г. г. были нелегкими в истории жостова. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками - профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники жостова понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, умели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.
В 1960 г. открыли новый этап в истории жостова, продолжающийся и поныне. Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом.
За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.
Сегодня декоративная живопись жостова находится на подъеме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной безоглядной коммерциализации. Жостову подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Но только несведущие в этом искусстве могут так заблуждаться. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих "Творческую Копилку" мастеров.