Записка семьдесят первая: о храмах, стилях и архитектурных "Сюрпризах".
Автобус неспешно по улице Глинки вдоль здания петербургской консерватории проезжает. Слева - салоны музыкальных инструментов и рестораны, впереди - легендарный поцелуев мост, сразу за ним - новое, ещё не потерявшее свежести здание центрального военно-морского музея
. Тройка" проезжает мост, и справа открывается вид на юсуповский дворец и особняки большой морской улицы, перспективу которой неожиданно (и непоправимо) портит огромная серая глыба, будто бы брошенная каменотёсами на берегу мойки и с тех пор забытая всеми в самом центре столицы империи. Автобус стремительно подкатывает к серой стене с мрачными барельефами в стиле соцреализма, и вежливый голос автоматически объявляет: "ДК Связи".
Это сооружение - настоящий памятник "Полустёртой" истории: официально в нём расположен учебный центр "почты России", ранее, с 1939 года, это был дом культуры работников связи (отсюда и название остановки) - результат перестройки здания, начатой ещё в 1932. Тремя годами ранее, в 1929, оно поспешно и неожиданно для многих было отдано под общежитие. Что представляло из себя это строение изначально? - церковь.
Храм был заложен в год празднования тысячелетия Руси - 1862 - и строился на средства общины немцев - реформатов, которые в 1858 получили в дар от города скромный участок земли на берегу мойки. Четыре года ушло на сбор средств и разработку проекта, за который взялся Гаральд боссе, к тому времени построивший в Петербурге несколько особняков, малый дворец в парголово и французскую реформатскую кирху (последняя, видимо, стала решающим фактором при выборе зодчего. Отстроенное из красного кирпича здание церкви было выдержано в аскетичном романском стиле и украшено лаконичными белыми деталями, возвышаясь над окружающими дворцами и доходными домами двухъярусной колокольней, в 1870-х увеличенной почти на треть. Строгая монументальность, минимум художественных излишеств, скамьи и кафедра из неокрашенного дуба и, в целом, более чем сдержанный интерьер ставили храм в один ряд с самыми оригинальными сооружениями Петербурга конца XIX - начала XX столетия. По-моему внутреннему убеждению, строгой простоте и духу Реформатского учения более всего соответствует стиль романский. Простота форм, отсутствие штукатурки и орнаментов как нельзя более характеризируют серьезное назначение постройки", - писал о своё проекте боссе.
В 1929 году храм на мойке закрыли: приход "Ликвидировали", школу при кирхе распустили. Башню колокольни "Урезали" почти вдвое, само здание основательно перепланировали, оштукатурили и добавили балконы и барельефы; часть цветных витражей была уничтожена, часть хранится в запасниках музея истории религии. Орган на переплавку отправлен. Впоследствии в "Образце Конструктивизма" размещались библиотека, кинотеатр, клуб, тематические кружки и концертный зал с небольшой студией, в которой, среди прочих, в эпоху расцвета ленинградского рок - движения записывались "кино" и "аквариум".
P. S. другое, упомянутое выше, творение боссе - французскую реформатскую церковь на большой конюшенной - постигла схожая участь: после 1930 года в ней размещались шахматный клуб, дом атеистической пропаганды и знаменитая пышечная "Желябова, 25".