Загадка простоты. Очарование деревни.
Рушник.
У каждого из нас, а в особенности перед праздниками, бывает настроение, и даже не настроение, а скорее ощущение, что не хватает чего-то яркого, праздничного. Чуда хочется. Сказки хочется, как в детстве, когда волшебство было совсем рядом, казалось, что в двух шагах.
Почему мы, такие серьезные и взрослые, успешные и занятые, даже приходя домой, не ощущаем радости, а порой даже не можем расслабиться в наших хорошо защищенных, укомплектованных по последнему слову техники квартирах? Почему старый, полуразвалившийся домик на деревне у дедушки кажется уютней, и спиться там лучше, и уезжаешь оттуда, как покидая сказку - отдохнувшим и наполненным светом?
Я думаю, что очарование деревни не только в свежем воздухе и милой романтике - в наполненности и осмысленности каждой мелочи, каждого предмета, каждой детали дома - убери что-то - и кажется, что чего-то важного не хватает, что что-то потерял. А убери что-либо из средней современной квартиры - не заметишь. Почему так?
Ответ прост - не было в деревенском доме ничего лишнего не из бедности, а из осознанности - любая бабушка вам скажет: "а зачем это (вещь), чё безделицу - то какую припер? Без - дел - (л) ица - без дела лицо (душа) (а наши предки любую вещь считали живой и имеющей душу.
Любая вещь ( "Предмет Интерьера" как говорят сейчас) имеет душу, а поэтому создавалась не просто по мере необходимости нашими предками, а как помощник в семье. Не просто создавалась, а творилась, как творился мир.
Да, да, создать что-либо, даже такую незатейливую вещь, как ложка, было делом очень ответственным - не менее ответственным, чем творение мира богами. И относились к процессу создания не менее серьезно.
Прежде чем создавать что-либо, даже прежде чем помыслить это, необходимо было очистить тело, ум и душу.
Как? Очень просто - сходить в баню, если собирались творить что-либо большое, или вымыть лицо и руки. Лицо потому, что это лик от бога данный, так как глазами твоим весь твой род и боги на мир и творение смотреть будут, а грязь не только тебе, но и им очи застит. Руки - то, чем творить будешь, мир и любовь зачинать - "с Грязным Руцьом - Только Воровать" пословица.
Не только ты творить вещь будешь, но и боги через тебя, и род весь твой в помощь тебе встанет. Вот откуда слова перед началом дела говоримые - "Бог в Помощь"; "род свят да и делу начат"; "с богом" и т. д. это очищение тела.
Очищение ума, разума состоит в том, чтобы не садиться творить с дурными помыслами, в злости, раздражении, обиде, в суете (суетные мысли - о бытовом, о хозяйственных мелочах - без этого можно обойтись сейчас) - иначе это и "Заложишь" в изделие.
Очищение души состоит в том, что творили только тому, кого любишь. Даже пришлому человеку ( "на Заказ") творили, если после разговора с ним чувствовали в нем родственную душу, испытывали симпатию, когда были готовы подарить ему часть себя - свою любовь, часть своей души.
Получается, что, выполняя простые действия внешне (моя руки, покряхтывая, потирая руки, напуская на себя серьезный вид), деревенский дока творил в себе целый мир, готовясь к началу творения. И делал он это не по привычке, а потому, что понимал, что без этого невозможно призвание души, создание "Живой" вещи, выполняющей не только свое прямое назначение, но и являющейся оберегом, хранителем лада в семье, помощником.
Таким образом, достигая состояния осознанности каждого момента, мастер должен был сохранить это состояние на протяжении всего процесса.
Любой, кто творил осознанно был подобен самому творцу вселенной сварогу и его супруге ладе - матушке, которая любовью оживляет мир.
Очень важную роль в оживлении предметов являлось украшение их орнаментом - резьбой, чеканкой, вышивкой. Дело в том, что любой узор являлся своего рода шифром, знаковым письмом с каким-либо пожеланием или обережным значением. Каждый член семьи имел свои личные вещи, были предметы общего пользования - и на всех них были обережные и заклинательные знаки - у каждого что-то свое.
Давайте вернемся в прошлое и заглянем в обычный крестьянский дом. Что мы там увидим?
Скромная обстановка - ничего лишнего, но поражает пестрота цветов - всюду вышивка: кружевные занавески, расшитые с любовью покрывала, завесы на постелях, колыбели, простыни, наволочки, дорожки, скатерти, множество вышитых полотенец украшают каждый угол - в особенности красный угол избы, висят на крючках для одежды, на ручках дверей, покрывают хлеб; вышитые занавеси, разделяющие избу на маленькие комнаты и многое другое - кажется, что нет такой вещи в избе, где не было бы вышивки.
А одежда - от платка или кики и полушубка - до рубахи и сапожек - все украшено замысловатыми и простыми узорами. Все сияет красотой. И любой из этих предметов, даже если есть вещь подобного назначения, играет свою особенную роль.
Как различить две, вроде бы одинаковые, вещи? Очень просто - по вышивке. Никогда вы не найдете в доме две дорожки или две занавески или рубашки и т. д. с одинаковыми вышивками - везде разные, потому что вещи принадлежат разным людям или же при внешнем сходстве имеют разное назначение. Все не просто красиво - красно!
Кстати, красота на Руси воспринималась в человеке не просто как внешняя пригожесть, а еще и умение работать и волховать. Поэтому и называлась вещая жена - "красота ненаглядная! Хотите узнать тайну создания живого мира - мира душ, мира наполненного любовью и разумом? Заглянем в прошлое!
Не последнее место в крестьянской, и не только, избе занимали рушники, ну или полотенце, как их принято сейчас называть.
А задумывались ли вы когда-нибудь, почему для столь, казалось бы, простого предмета домашнего обихода, как полотенце существовало на Руси несколько названий? Рушник, бранница, полотенце, ширинка - зачем так много названий для одного и того же? Ведь все названия бытовали в одном государстве и в некоторых местах в один период. Давайте обратимся к словам.
Руш - ник - корень явно указывает на слово - корень (слово состоящее из одного корня и равное его значению, либо носящее его значение как действие) "Рушить". Но что можно разрушать полотенцем?
Обратимся к опыту русских знахарей: при помощи полотенец лечили вывихи и переломы; ими протрясывали при эпилепсии; полотенцем лечили "Дурную Голову и Мысли"; им выметали и выгоняли всякую болезнь, "выпрыгнувшую из тела" после сеанса лечения и т. д.
То есть полотенца использовали в манипуляциях, направленных на разрушение болезни!
Вспомним, как у нас представляли наши предки болезни? В виде двенадцати сестриц - трясовиц! Можно предположить, что и разрушающих полотенец было 12 - по числу болезней.
Как их различали? Все просто - при помощи вышивок. Мы знаем, что у славян было очень четкое представление о силах, которые могут навредить: верили, что если человек достаточно силен и смел, то достаточно просто назвать зло своим именем, и оно уйдет.
Возможно, что и с подобными рушниками было также - каждый рушник создавался в помощь в лечении от какой-то одной болезни - и именно эта сестрица - трясовица, лихоманка изображалась на нем, самостоятельно или в борьбе с каким-либо светлым божеством.
Смотрите ещё о красивых интерьерах домов здесь http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/krasivye-interery-domov