Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Тульская область. Колосовский замок.

07.12.2015 в 14:29

Село колосово находится примерно в 10 км. От города Алексина. Именно здесь на берегу Оки находится усадьба 19-го века, построенная в готическом стиле.

Хозяин Колосова, Дмитрий Александрович Чертков, камер-юнкер двора, предводитель дворянства тарусского уезда, занимал должность попечителя калужских богоугодных заведений. Был он человеком "Раздвоенным", две стороны жизни которого пребывали не в явной гармонии, а как бы втайне друг от друга. Сталкивающиеся с ним по службе отмечали ревностный формализм и педантичную исполнительность и в то же время охотно посещали замок в Колосове, где Чертков оказывался милым человеком, приятным собеседником, "Образцовым Мужем и Отцом".

Удивляться этому не приходится. Российская жизнь, где уже не было места "Декабристской" нравственной цельности, создала распространенный тип "чиновника - философа", соизмеряющего свои слова, шаги и устремления с неким невидимым барьером.

Яростное служебное рвение, которое совершенно исключало личное воззрение, потребность погружаться в водоворот светской жизни, привычка к роскоши и богатству сочетается в человеке этого типа с сознанием бесполезности первого, пустоты второго и незначительности третьего. Художественный строй усадьбы как нельзя более наглядно отражает это соединение, казалось бы, несоединимого.

Ансамбль усадьбы был построен в первой четверти XIX века отцом Д. а. Черткова, штабс-капитаном Александром Дмитриевичем Чертковым, на совершенно пустом месте (в документах Xviii века колосово - деревня, в которой нет владельческой усадьбы.

Устроена усадьба "во Всем Блеске Затей, Вывезенных Тогда под Впечатлением Недавней Поездки Чертковых за Границу". Она включает несколько обширных изолированных и замкнутых хозяйственных комплексов, расположенных по обеим сторонам центральной аллеи - проспекта. Парадная зона усадьбы состоит из главного дома, полностью перестроенного в конце XIX века, и двух фланкирующих парадный двор флигелей. По ним можно представить облик всей чертковской усадьбы. Их строгая и сдержанная архитектура, являющаяся характерным образцом русского ампира александровского времени, вносит в пейзаж черты классической упорядоченности, крупного масштаба и монументального образного строя. Прямоугольные вытянутые флигели почти лишены декора. Их простые оштукатуренные стены монументальны, а сама архитектура подчеркнуто объемна. Ритм безукоризненных по пропорциям оконных проемов развивает единую тектоническую тему стены. Лишь кованые ажурные металлические зонты над входами вносят необходимый здесь элемент "Жилой" теплоты.

Облик главного дома был монументализирован теми же средствами, что и флигели. "П"-образное в плане здание отличалось простыми и крупными членениями, гармонично сочетавшимися с гладью стен. Только обращенный к оке и парку фасад имел "Ротонду с Колоннадой под Куполом", придававшую монументальному архитектурному звучанию патетически - величавый оттенок.

В конце XIX века усадьба к к. н. пасхалову переходит. Ушли в прошлое пышное времяпрепровождение, мечтательная грусть, страсти, противоречия, да и весь житейский уклад русской дворянской усадьбы первой половины XIX века. Гнетущая атмосфера беспросветной пустоты, скуки, сомнений в смысле жизни и деятельности, крах народнических иллюзий - таковы темные стороны российской действительности конца XIX века. В поиски путей ее преобразования включились и многие представители русской художественной культуры, которые, преодолевая буржуазную прозу в жизни и в мышлении, пытаются с помощью искусства сотворить новый мир.

В Колосове на месте старого классицистического чертковского дома появляется новое, "Готическое" здание (1890-е гг. . его внешний облик отражает уже не пассивное, рядившееся в эклектические одежды воспоминание о прошлом, а вдохновенное архитектурное мечтание о вечном царстве красоты. По сравнению с ампирными флигелями облик дома кажется особенно светлым и одухотворенным, но в то же время цельным, не разрушающим гармонию ансамбля. Главного фасада в привычном понимании здесь нет, и архитектурный замысел раскрывается только в процессе движения по интерьерам, парку и парадному двору. Целой системой пилонов и пинаклей выделен парковый фасад, к которому ведет парадная лестница с видовыми площадками, бассейном и фонтанами. Кульминацией свободной композиции здания является угловой башнеобразный объем, объединяющий живописно распределенные архитектурные массы, в число которых первоначально входила также одноэтажная пристройка зимнего сада (не сохранилась. Эта пристройка, соединявшая дом с восточным флигелем, резко усиливала динамизм общего архитектурного решения.

Интерьеры Колосовского дома не менее впечатляющи, чем фасады. Особенно эффектна группа помещений, включающая мрачноватый вестибюль первого этажа, парадную лестницу и аванзал, наполненный льющимся сверху, из огромного стеклянного фонаря светом. Эта оригинальная световая композиция (освещение входных помещений) обыгрывается еще и тематически: аванзал решен в виде атриума античного дома. Чтобы впечатление было полным, проемы входов в парадные помещения украшены большими "Уличными" порталами. За ними - разнообразный мир архитектурной фантазии: готическая столовая с темными панелями и кессонами потолка, сводчатая "Романская" комната, классицистический зал и гостиные. Красота творит здесь свой собственный мир - мир одухотворенный и философски насыщенный, способный реализовать внутреннюю свободу человека.

После роковых событий 1917 года усадьба была разграблена бандой налетчиков. Позднее на базе имения была организована сельскохозяйственная школа. С 1949 года эта школа была преобразована в алексинский гидрометеорологический техникум, который располагается там до сих пор.

После постройки в конце прошлого века нового учебного корпуса техникума, Колосовский замок оказался брошенным на произвол судьбы и в настоящее время находится в аварийном состоянии. В начале 2004 года, два пожара, а может быть и поджога, уничтожили остатки исторических интерьеров, обвалилась крыша главного корпуса, но прежде из здания бесследно "Исчез" уникальный кессонный потолок, выполненный из ценных пород дерева.

Больно смотреть, как гибнет одна из архитектурных жемчужин не только нашего края, но без особого преувеличения можно сказать - России.

Ещё читайте о мебели для гостиной http://interior.ru-best.com/mebel/mebel-dlya-gostinoy