Штадтхалле (нем. Stadthalle.
Замковый пруд был очень популярен среди горожан, и они проводили там немало свободного времени, катаясь на лодках, коньках, отдыхая в садах или же просто прогуливаясь по променаду. Было что делать и чем полюбоваться, но не было только одного - достойного места для проведения концертов прямо на берегу. Проблему эту решили устранить только в самом начале XX века
. В принципе, денег в ту пору у Кёнигсберга было предостаточно, и повсеместно строились не только новые здания, но и целые городские районы, которые сохранились до сих пор.
Сейчас бывшее здание штадтхалле (нынешнее головное здание историко - художественного музея) - это единственное немецкое здание, которое сохранилось в некогда самой оживленной части замкового пруда.
Название штадтхалле означает городской зал, и это здание, действительно было городского масштаба. Несомненно, сцены и площадки для концертов в Кёнигсберге были и раньше, но городу требовалось места большей вместимости. Тем более, что на замковом пруду отдыхал чуть ли не весь город, не говоря уже об элите, живущей на его берегах. Штадтхалле, построенный в 1912 году по проекту берлинского архитектора Рихарда зееля, отвечал все этим требованиям и гармонично вписался в свое окружение, не доминируя над прудом, но дополняя его. Плюс к этому его окружали деревья, что только располагало к отдыху и создавало нужную атмосферу для наслаждения музыкой, которую теперь могли исполнять большие камерные и симфонические оркестры.
Штадтхалле играл роль сцены для почетных гостей города, где они могли выступить с речами для горожан и даже юмористов. Бывали там и известные на весь мир личности.
Несмотря на то, что строение не кажется особенно большим, оно вмещало в себя немало архитектурной мысли Рихарда зееля. Во-первых, он стремился построить что-то довольно величественное и одновременно не слишком броское, ну а потом, штадтхалле должен был удовлетворять вкусам самой разной публики и иметь зоны отдыха. С задачами он справился, совместив архитектурный стиль модерн, с величественным югендстилем. Здание имело три уровня, три зала и террасу для отдыха горожан, на которой находилось уютное кафе с видом на пруд. Необычен был и сам вид здания, так как оно не имело симметричной формы и обладало множеством выступов, балконов, декоративных окон и маленькой башенкой над массивной черепичной крышей.
Вход в здание располагался с восточной стороны, и перед ним было столько места, что там свободно могла уместиться пара сотен людей. Попасть внутрь можно было через одну из трех массивных дверей, сразу за которыми находился первый этаж с богато украшенным фойе, большим гардеробом и выходом к кафе с вместительной летней террасой.
Подняться наверх можно было по одной из четырех лестниц, ведущих к большому залу и галерее третьего этажа. Пройдя через богато украшенный дорическими колоннами вестибюль, мы попадем в воистину огромный зал, носящий название "Кроне". Он был так назван в честь почетного гражданина Кёнигсберга и вмещал в себя аж 1600 человек. Только представьте себе это! Но истинный шарм залу добавлял роскошный полукруглый потолок, богато декорированный квадратными деревянными ячейками и подпираемый огромными колоннами по всей своей длине.
Конечно, не была оставлена без внимания и главная часть зала - сцена, которая выглядела по-настоящему волшебно. Её фон был выполнен в виде входа в античный римский храм с огромными колоннами и десятками ступеней. Благодаря этим ступеням, сама сцена находилась на значительном возвышении по сравнению с общей частью зала и была видна даже с дальних зрительских рядов.
Но в Штадтхалле был не только зал "Кроне". Существовали еще два зала, только меньшего размера, да и функции их несколько отличались. Малый зал, носящий название "Керте" (в честь обер - бургомистра города) и выполнял сходные функции с главным, но отличался размерами, хотя роскошью едва ли уступал. Ну а третий зал был назван в честь карла Юлиуса гебауэра - известного в восточной пруссии музыканта, который пожертвовал значительные средства на постройку это прекрасного здания.
Зал этот был довольно скромным по размерам, но не по интерьеру точно. Мало того, что он находился в отдельной пристройке, обильно декорированной архитектурными элементами, так еще и был богато украшен живописными полотнами, панно и даже скульптурами.
С самых первых дней открытия слава штадтхалле пошла далеко за пределы Кёнигсберга. Здесь практически ежедневно проходили концерты местных и зарубежных оркестров, на сценах выступали поэты, юмористы, путешественники, известные деятели творчества и, конечно же, политики.
Но, близилась нацистская эпоха. Все чаще на сцену выходили пропагандисты нацизма, и Кёнигсберг ощущал близость перемен. Есть одна весьма занимательная история, которая может доказать слабую причастность нашего города к нацизму. Несмотря на советские лозунги о "Милитаристской и Фашистской" сущности Кёнигсберга, на самом деле все было несколько иначе.
Стоит начать с того, что на первых выборах германских партий, восточная пруссия показала самый низкий процент голосов за нацизм. Всего 6% проголосовало за эту партию. Всего 6%! Но был и другой случай, связанный с одним из самых влиятельных людей в нацистской Германии. В 1926 году, задолго до наступления нацизма, в Кёнигсберг приехал сам Геббельс - будущий министр пропаганды. Он держал речь в одном из залов штадтхалле, и послушать его собралось немало горожан. По иронии судьбы закончить свою речь ему так и не удалось. Кёнигсбержцы были настолько возмущены его идеями, что устроили потасовку. Сам Геббельс бежал из здания, защищаемый от разъяренной толпы телохранителями. Еще долго он не возвращался в Кёнигсберг, а сам город готовился к худшему, и худшее наступило. На сценах штадтхалле вскоре выступали только нацисты во главе с Адольфом Гитлером, который не раз держал речи на главной сцене.
Во время второй мировой войны здание городского зала сильно пострадало, сначала от бомбардировки 1944 года, а после было превращено в небольшое укрепление и получило дополнительные повреждения во время штурма города. Довольно долго руины штадтхалле стояли на заросших берегах замкового пруда, но на закате советской эпохи было принято решение восстановить их, превратив их в краеведческий музей.
Работы начались в 1981 году, и здание восстановили довольно-таки неплохо. Конечно же, все относительно, ведь от прежней роскоши интерьеров и залов не осталось ни следа. Не осталось и следа от самих залов, многих декоративных элементов фасада и башенки на крыше. Также изменился и вход. Последующая реконструкция бывшего концертного зала была проведена в середине нулевых годов.
Читайте далее статьи об интерьере зала в квартире http://interior.ru-best.com/interer-dlya-kvartiry/interer-zala-v-kvartire