Семь "смолянок' левицкого.
Так называемые "Смолянки" ("смольнянки") - цикл из 7 портретов юных питомиц воспитательного общества благородных девиц при смольном монастыре (позже - смольный институт), выполненный Дмитрием Левицким в 1772-76 годах.
С 1773 по 1776 год Левицкий по заказу императорцы Екатерины II написал серию портретов воспитанниц смольного института для благородных девиц, основанного императрицей в 1764 году.
В 1773 году "Санкт-петербургские Ведомости" отмечали "важное событие" - "первый выход на гулянье в летнем саду благородных воспитанниц смольного института". Сумароков писал:
Не нимфы ли богинь предстали пред нами здесь?
Иль сами ангелы со небеси сошли, ко обитанию меж смертных на земли, что взоры и сердца всех зрителей питали, как солнечны лучи, так взоры их сияют, с красой небесною краса всех нимф равна;.
С незлюбием сердец невинность их явна;.
Конечно, божество они в себе являют.
Как сад украшался присутствием их ныне.
Так будет краситься вся русская страна.
Также в 1773 году состоялись, обставленные необычайно пышно и торжественно, публичная церемония перевода девиц "Среднего Возраста" в "старший" и первый большой выезд воспитанниц в свет. 1774 год был отмечен праздником по случаю заключения мирного договора с Турцией. В 1776 году происходил выпуск из института девиц "Старшего Возраста". Все эти события, сопровождавшиеся балами, маскарадами, концертами и театральными представлениями, привлекли к себе внимание широкой публики и получили соответствующие восторженные отклики в периодической печати и произведениях изящной словесности. По случаю данного гулянья, а также первых институтских спектаклей, Екатерина заказала Левицкому портреты воспитанниц; их надлежало изобразить в театральных костюмах, соответствующих игранным ими ролям. Вероятней всего, портреты заказала не сама императрица, а и. и. бецкой, страстно влюбленный в одну из них, Алымову.
Портрет Г. и. Алымовой (1776. Одна из лучших арфисток своего времени изображена с любимым инструментом, который одновременно делает её и аллегорией музыки. Она также одета в форменное парадное платье из белого шелка, установленное для воспитанниц IV (старшего) возраста, которое выглядит особенно роскошно: это платье "Полонез" с "хвостом" и "крыльями" на большом Панье (каркасе из китового уса. Подол юбки украшен фалбалой, а лиф - пышными бантами. Нити крупного жемчуга обвивают длинные локоны, драгоценные камни вплетены в прическу. Эту роскошь связывают с тем, что к этому времени юная Глафира уже стала предметом всепожирающей страсти бецкого.
Портретисту позировали воспитанницы, отличившиеся особенными успехами в науках и искусствах. Одними из них были воспитанницы - Г. и. Алымова, Н. с. Борщова и Е. и. Молчанова.
Портрет Н. с. борщовой (1776. Изображена танцующей на фоне театральной декорации, что позволяет её представить аллегорией танца. Возможно, также как и Нелидова, она тут представлена в роли пандолфы из пьесы "Служанка - Госпожа", где играла с ней вместе. (Любопытно, что в её правой руке присутствует анатомическая ошибка.
Портрет Е. и. Молчановой (1776. Молчанова изображена в белом шелковом платье, установленном для воспитанниц старшего (четвертого) возраста воспитательного общества благородных девиц. Справа на столе - антлия (вакуумный насос), использовавшийся как пособие при обучении смолянок. В левой руке она книгу держит. Этот атрибут позволяет воспринимать изображение и как аллегорию науки (или декламации. Эти три полотна (Молчанова, Борщова и Алымова), судя по всему, экспонировались в интерьере как триптих.
Портрет а. П. Левшиной (1775. Девушка изображена в танцевальной позе, она представлена в сценическом костюме, судя по всему, в том, в котором она с большим успехом сыграла роль Заиры в одноименной трагедии Вольтера, которую ставили в смольном.
Портрет Е. Н. хрущовой и Е. Н. Хованской (1773. Девочки разыгрывают сцену из комической оперы - пасторали киампи "Капризы Любви, или Нинетта при Дворе". Смуглая 10-летняя хрущова (слева) играет мужскую роль влюбленного пастушка и одета в соответствующий костюм - в институте, где учились одни девочки, она прославилась этим амплуа. "Пастушок" по подбородку свою партнершу жестом опытного волокиты треплет.
Портрет Е. и. Нелидовой (1773. Будущая фаворитка императора Павла изображена танцующей менуэт на фоне театральной декорации - пейзажного парка. На 15-летней девушке надет сценический костюм (светло-коричневое, с сероватым отливом, отделанное розовыми лентами платье из упругого шелка, кокетливая соломенная шляпка, украшенная цветами и лентами), один из тех, в которых она выступала в придворных балетах. Полагают, что она изображена в костюме сербины - очаровательной и остроумной плутовки из оперы перголези "Служанка - Госпожа", её удачному выступлению в этой роли вместе с борщовой (пандолфой) посвящены стихи Ржевского и Сумарокова. Поза Нелидовой - секундное мгновение между завершением одного танцевального па и переходу к следующему.
Портрет Ф. с. Ржевской и Н. М. Давыдовой (1772. Ржевская (справа) изображена в голубом форменном платье, установленном для воспитанниц второго возраста воспитательного общества благородных девиц; Давыдова (слева) представлена в форменном платье кофейного цвета, установленном для первого (младшего) возраста. Эта маленькая смуглая грузинская княжна держит в руке белую розу - символ юности и добродетели. Девочки демонстрируют свои светские манеры, утверждая тем самым успехи института в воспитании юношества. Первый в серии портрет, вероятно, явился пробным.
Работа над серией завершилась в 1776 году, что совпало по времени с первым выпуском учениц. По окончании курса большинство изображенных девушек (Нелидова, Левшина, Борщова, Алымова и Молчанова) были назначены императрицей фрейлинами ко двору супруги наследника престола Павла Петровича, вел. кн. Наталии Алексеевны.
Готовые портреты были помещены в резиденции императрицы - Петергофe: их местопребыванием стала куропаточная гостиная (или будуар), открывавшая анфиладу женских комнат (в настоящий момент там экспонируются копии. Согласно мнению большинства исследователей, полотна являлись частью общей дворцовой "Сцены", и в центре находился портрет Левшиной, обрамленный двумя своеобразными триптихами: Ржевская с Давыдовой, Нелидова и Хрущева с Хованской - с одной стороны, и Борщова, Молчанова, Алымова - с другой.
Цикл поступил в русский музей из петергофского дворца после февральской революции 1917 года. Еще только когда русский музей формировался, комиссия неоднократно обращалась к царю с просьбой об их передаче, но всегда наталкивалась на решительный отказ. И вот, наконец, после долгих лет разрешение на получение портретов было дано. П. и. нерадовский, хранитель художественного отдела с 1909 по 1931 год с оставил об этом эмоциональные воспоминания.
Ещё читайте информацию об интерьере маленькой квартиры http://interior.ru-best.com/interer-dlya-kvartiry/interer-malenkoy-kvartiry