Sator Arepo Tenet Opera Rotas.
Новая экранизация мастера и Маргариты стоит своих денег. Как минимум, денег за билет.
Чего хорошего? Картинка - шик. Альтернативная Москва из вавилонских проектов сталинских архитекторов, скрещенная с ар - деко из "Великого Гэтсби". Дворец советов с гигантским Ильичом. Блестящие интерьеры от Грибоедова и нехорошей квартиры до бального зала князя тьмы. Превосходная игра актёров на трёх главных ролях - Воланда, мастера и Маргариты.
Чего плохого? Культовые сцены поданы скомкано. Разговор с Воландом на патриарших выглядит павильонно. Перестрелка бегемота с Нквд проходит в потёмках. На балу у сатаны не танцуют. Сцены суда над иешуа на балконе считай и нет. Как и всей ершалаимской линии. Сеанс чёрной магии в театре варьете "Осовременили" и не скажу, что это пошло ему на пользу. Музыка не запоминается вообще. Ну и самое обидное - бледная свита Воланда. Коровьев, Азазелло, Гелла и даже бегемот никакие, просто для галочки. Весь фильм думал - эх, сюда бы Абдулова!
В фильме есть сценарная Находка и она оставляет двоякие чувства. С одной стороны, фабулу сделали более реалистичной. Сдвинули акценты с истории об истине, поиске покоя и воздаяния на историю борьбы автора с репрессивной советской серостью. Вроде бы и неплохо вышло, но осадочек остался. Сложный текст "Оголили", вытащив на первый план самые поверхностные, а потому и самые понятные массовому зрителю смыслы. Да ещё ради этого почти полностью вырезали из фильма историю Пилата и га - ноцри.
Непонятый гений. Жернова репрессий. Несчастная любовь. Драматично, но скучно и предсказуемо. Даже немного пошло в контексте романа. Именно так мещанин представляет себе борьбу романтического героя - один против системы с роковой красоткой под боком.
Но мастер на то и мастер, что его борьба не в стенах психушки. Она на лунной дороге, где уже 20 веков сидит в одиночестве пятый прокуратор иудеи, непобедимый всадник золотое копье. Сидит и не может простить себе свою трусость.
Только в том случае, если не увлекаться поисками глубинного смысла, "Мастер и Маргарита" и так лучше вообще всего, на что давал деньги фонд кино за свою недолгую и в целом бесславную историю. Для российского кинематографа это уверенный шаг вперёд. Inri Inri Abracadabra.