Районы москвы. Останкинский район.
Характеристика.
Останкинский район входит в состав 17-и районов северо-восточного административного округа города Москвы. Район занимает территорию в 1240 гектаров в нём насчитывается 42 улицы и 1 станция метро (Вднх. Численность проживающего здесь населения составляет порядка 55 тысяч человек. Управление районом осуществляет управа останкинского района и прочие районные органы власти.
На территории останкинского района (Свао) насчитывается 42 улицы.
История.
Останкино.
Своё название этот московский район получил от села Останкина. Первое его упоминание в сохранившихся источниках содержится в одной из межевых книг 1558 г. соседнего села Ростокина. В писцовых книгах XVI в. названо как сельцо осташково на суходоле, находившееся в манатьином, Быкове и Коровине стану московского уезда и значившееся в 1584 г. вотчиной "за Васильем Яковлевым Щелкаловым, что Было Преж Сего Поместье за Немчином за Орном".
Василий Яковлевич щелкалов был одним из выдающихся деятелей рубежа XVI - Xvii вв. Он участвовал во многих дипломатических переговорах, с 1579 по 1594 г. служил думным дьяком, занимал должность печатника, т. е. хранителя государственной печати и заведующего личной царской канцелярией. В 1594 г. он сменил своего старшего брата Андрея в посольском приказе, а через 10 лет дослужился до чина окольничего. После смерти Василия Яковлевича в 1610 г. сельцом владел его сын Иван.
В смутное время осташково было разорено, а троицкая церковь сожжена. В 1617 г. это имение досталось боярину князю Ивану Борисовичу черкасскому, который приступает к его обустройству. Писцовая книга 1624 г. застаёт здесь боярский двор и другой двор, в котором жили деловые люди. К селу "Тянула" слободка Бояркина, Марьина тож, на речке копытенке (в 1584 г. была пустошью), в которой на оброке значились 63 бобыльских двора, "под той слободкой мельница в одно колесо". В селе же упомянут пруд.
В 1625-1627 гг. Иван Борисович черкасский строит в селе новую троицкую церковь, при которой в 1633 г. значился двор попа, а в приходе помимо усадьбы было 22 бобыльских двора. После него Останкино (так стало называться село) с деревней Марьино перешло к его племяннику князю Якову куденетовичу черкасскому, при котором в селе значились двор боярский, дворы приказчика и псарский, 37 дворов людских задворных (39 человек.
Яков куденетович был боярином, а при царе Алексее Михайловиче участвовал в войне с Польшей. Кроме Останкина он владел также селом Никольским на речке химке и деревней захарково на северо-западе современной Москвы. Всего же у него числилось 20 тыс. Десятин земли и свыше 15 тыс. Крепостных.
В 1667 г. Останкино принадлежало сыну Якова куденетовича - князю Михаилу Яковлевичу черкасскому. Он также дослужился до боярского чина, много сделал для развития Сибири, в бытность свою тобольским воеводой. Человеком он был далеко не бедным, имея 44 тыс. Десятин земли и 55 тыс. Крепостных. При нём село становится одной из крупнейших подмосковных усадеб того времени. Судя по описанию 1678 г., в селе помимо сокольничьего двора, где было 15 человек дворовых людей, имелись дворы приказчика, псарный, 55 дворов дворовых и задворных людей (140 человек. В деревне Марьиной значились 2 двора "Дворовых Служних", 20 дворов бобыльских (71 человек), "да в тех же дворах 8 семей захребетников, людей в них 20 человек" и двор скотный.
В 1678-1683 гг. крепостной черкасских каменных дел мастер П. с. Потехин строит в Останкине каменную троицкую церковь, самое старое из сохранившихся здесь сооружений. Решение о возведении церкви было принято Михаилом Яковлевичем черкасским в 1677 г., и уже 15 сентября патриарх Иоаким выдал ему храмозданную грамоту на её постройку взамен обветшавшей каменной. Хотя Потехин при создании храма исходил из распространенного тогда типа бесстолпного пятиглавого храма, стоящего на подклете с сомкнутым сводом, он всё же создал оригинальное произведение, поражающее не только общей сложностью "Хоромной" композиции объёмов, но и богатым убранством, покрывающим здание снизу доверху. Декоративные формы необычайно разнообразны: стены почти не видны за ширинками, поясами - карнизами, архивольтами кокошников и арок, расцвеченных ценинными изразцами. Помимо этого зодчий использовал белый камень, предвосхищая его широкое применение десятилетием позднее в зданиях "Московского" или нарышкинского барокко. Своеобразие силуэту храма придаёт увеличенная пучина глав при уменьшенной толщине их барабанов. Высокая, стройная и нарядная, она вошла в историю русского искусства как интересное произведение московского зодчества последней четверти Xvii в. окончательно храм после длительной внутренней отделки был освящён лишь 3 июня 1692 г.
В 1704 г. в Останкине отмечены: боярская усадьба, дворы приказчика и конюшенный, а также 62 двора задворных, Поваровых, служних, Конюховых и Садовниковых, людей в них 120 человек и 20 дворов солдатских, в них 24 человека.
С 1719 г. доставшимся по наследству Останкином владеет князь Алексей Михайлович черкасский (1680-1742. Свою деятельность он начинал в Сибири ещё при отце, а в правление Екатерины I был пожалован чином тайного советника, стал сенатором. При Анне Иоанновне он стал кабинет - министром. Большую часть времени он проводит в Петербурге. Только с 1739 г. он вновь смог заняться своей подмосковной. Останкино становится местом проведения празднеств, охотничьих и других увеселений. За несколько лет до этого, в 1731 г., он расширил имение, прикупив у Голицыных село ерденево, располагавшееся к северо-востоку от Останкина, близ Яузы.
Алексей Михайлович был дружен с известным писателем того времени князем Антиохом кантемиром и хотел даже выдать за него свою единственную дочь варвару Алексеевну (1711-1767), но этот брак не состоялся. В 1743 г. дочь A. M. черкасского вышла замуж за графа Петра Борисовича шереметева, сына петровского фельдмаршала и одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитой усадьбы Кусково. В роду шереметевых Останкино оставалось вплоть до 1917 г.
Жизненный путь Петра Борисовича шереметева (1713-1788) начался с того, что после рождения он был записан прапорщиком в гвардейский преображенский полк и в 16 лет уже числился капитан - поручиком. В 47 лет он достиг званий генерал-аншефа и генерал-адъютанта, а при Екатерине II стал сенатором. Но позднее, после кончины супруги и дочери он удалился от двора и перебрался в Москву.
При Петре Борисовиче Останкино перестраивается, но его планировка, судя по плану 1766 г., остаётся предельно простой: дорога из Москвы проходит мимо плотины пруда, за ним церковь и почти квадратной формы регулярный сад, пересечённый крест-накрест и по диагоналям прямыми аллеями. В торце главной аллеи, проложенной в северном направлении от церкви, - господский дом. К саду с трёх сторон примыкает лес, а с Востока - небольшая слободка.
Хозяин усадьбы живёт в Кускове. Там же он и основные строительные работы предпринимает. Останкино в этот период для него является главным образом хозяйственным имением, где в теплицах выращивали лимоны, персики, гранаты, миндаль, фиговые и оливковые деревья. К этому времени в саду имелись пять оранжерей, питомник, где выращивали сибирский кедр, цветники.
Основной период формирования усадебного ансамбля в Останкине наступил в конце 1780-х годов, когда имение наследует сын П. б. шереметева - Николай Петрович (1751-1809. Именно он сделал из этого подмосковного села великолепную усадьбу. В его руках оказалось 210 тыс. Крепостных, а владения раскинулись в 17 губерниях и насчитывали 825 тыс. Десятин земли. В отличие от отца и деда, его не увлекала ни военная, ни гражданская служба. Свободное время он посвящал музыке, театру, изобразительному искусству. Он прекрасно образован, учился в лейденском университете, четыре года путешествовал по Европе, знакомясь с искусством и архитектурой, собирая богатую библиотеку, имел связи с самыми видными людьми своей эпохи. В Кускове и Останкине он отбирает крестьянских детей, обучает их пению и танцам, составляет актёрскую труппу.
Увлечённый театром, он решается построить здесь специально оборудованный дворец - театр. При этом Останкино явно предпочитается роскошному Кускову - усадьбе, украшенной и благоустроенной его отцом. По предположению Ю. шамурина, Н. П. шереметев предпочел Останкино из-за крепостной актрисы П. и. Ковалевой (1768-1803), дочери кусковского кузнеца, которую любил и хотел избавить от лишних унижений, так как в Кускове "все Напоминало о её Скромном Происхождении и Прежней Жизни". Работы начались в январе 1792 г.
К проектированию своей останкинской резиденции Н. П. шереметев привлёк лучшие творческие силы, но при этом основные решения принимал сам, отбирал и оценивал проекты, давал указания авторам, имея в виду свой замысел - создать дворец, где должны найти место обширная библиотека, кабинет, картинная галерея, театр и жилые помещения для многочисленных гостей. При строительстве приходилось постоянно учитывать чертежи, присылавшиеся хозяином усадьбы из Петербурга. Быть может поэтому начавший строительство дворца московский зодчий Ф. кампорези уходит с осени 1793 г., и дальнейшие работы ведутся под руководством крепостных архитекторов а. Ф. Миронова и Г. Е. дикушина, ранее строивших в Кускове, а первая роль принадлежит талантливому ученику в. и. Баженова - П. и. Аргунову. Павел Иванович Аргунов (1768-1806) был сыном Ивана Петровича Аргунова (1727-1802), управляющего петербургским домом шереметевых, а с 1788 г. возглавившего останкинское хозяйство. Он был известен как живописец. Помимо старшего сына Павла, строителя дворца, по художественной стезе пошёл и его средний сын Николай, художник - портретист, кисти которого принадлежит портрет Павла I, висящий в пунцовой гостиной останкинского дворца. Впоследствии он академиком петербургской академии художеств стал.
Дворец и парк спланированы строго симметрично по отношению к главной композиционной оси всего ансамбля, которая проходит через парадные ворота и вход во дворец, продолжаясь затем по центральной парковой аллее. Шестиколонный, свободно стоящий на рустованном выступе первого этажа портик коринфского ордера нарядно оформляет центральную часть, над которой возвышается бельведер с куполом, венчающим здание. Боковые ризалиты со стороны парадного двора колоннами ионического ордера обработаны. Парковый фасад дворца украшен десятью ионическими колоннами, а его боковые выступы - парными колоннами того же ордера с тройным венецианским окном между ними, завершённым веерным архивольтом.
Центральное место во дворце театр занимает. Своими размерами, роскошью постановок и совершенством техники сцены останкинский театр не уступал лучшим театрам Европы. Его зал, имеющий в плане вид усечённого овала, вмещает амфитеатр и небольшой партер. Амфитеатр окружён коринфской колоннадой, за которой расположены ложи для зрителей. Отделка стен, лож и колонн выдержана в светло-голубых и розовых тонах. В тех же тонах расписан и плафон зала. Сам же зал вмещал 250 зрителей, при том, что в представлениях нередко было занято до 200 и более крепостных актеров. Впрочем, набирать крепостных актеров шереметеву не составляло большого труда. По данным 1765 г., у шереметевых числилось 1093 человек дворни, в 1799 г. - 1000 человек, в 1801 г. - 1130.
Большое внимание было уделено акустике зрительного зала. Сцена театра по тому времени была прекрасно механизирована. При помощи особых устройств она могла легко объединяться со зрительным залом, быстро превращаясь в удобное помещение для танцев или банкетов.
Хотя театр занимал лишь часть главного дома, все его интерьеры могут рассматриваться как театральные помещения. Некоторые из них, кажущиеся сейчас вполне самостоятельными, первоначально были лишь преддверием театрального зала и даже частью лож; другие использовались как своеобразные фойе. Особенностью планировки дворца было то, что она допускала сравнительно широкое применение маскировочных вставных щитов, которые могли устанавливаться или убираться, сокращая объёмы комнат и галерей, или, напротив, открывая новые пространства, ведущие в другую часть дворца.
В его залах были собраны ценные произведения живописи и скульптуры, редкие гравюры, изделия из хрусталя и фарфора. В отделке помещений наряду с дорогими и редкими породами: палисандром и розовым деревом использовались и обычные породы - сосна, берёза, дуб и вяз. Интерьеры дворца расписаны крепостными живописцами Н. П. шереметева - Г. Мухиным, с. Калининым, Н. Аргуновым и др.
Постройка дворца повлекла перепланировку и расширение старого парка, который вышел далеко за пределы придворцовой части. К северу от неё был выкопан большой пруд, берегам которого были приданы "Естественные" очертания полуостровов и заливов. Прогулка вдоль пруда, катания на лодках, ночные фейерверки на воде входили в программу останкинских увеселений того времени. Аллеи уводили гуляющих к дальним дубравам, в глубины лесного массива, служившего раньше охотничьими угодьями. Лес пересекался живописной долиной речки каменки, на которой в ту пору было устроено шесть больших и малых прудов. Вдоль правого, более возвышенного берега шла прогулочная дорога к Яузе, подводившая к наиболее выразительным видовым точкам.
Окончательно останкинский театр был открыт в июле 1795 г., когда здесь был дан спектакль "Зелмира и Смелой, или Взятие Измаила" и. Козловского, посвящённый известной победе а. в. Суворова. Здесь играла знаменитая актриса Прасковья Ивановна Жемчугова - Ковалева (впоследствии графиня шереметева. Многих артистов шереметев выписывал сюда из принадлежавшей ему курской слободы Борисовки. Декорации для спектаклей исполняли по рисункам знаменитого Пьетро Гонзаго крепостные художники Григорий Мухин, Кондратий фунтусов и Семён Семёнов.
В памяти современников остались легенды о поражавшей всех сказочной роскоши, с которой ставились пьесы. В постановке "Самнитских Браков" участвовало более трёхсот крепостных актеров. Костюмы артистов отличались богатством: наряды актрис были обшиты бриллиантами, принадлежавшими графу. Гремела роговая музыка, палили пушки, хор сопровождал с оркестром эту сложную постановку. Праздник, по обычаю, заканчивался фейерверком. Английский путешественник, посетивший Останкино, писал, что увиденное напомнило ему фантазии арабских сказок. Впрочем, встречаются и другие отзывы. Известный историк Н. М. Карамзин, побывавший здесь, отозвался о дворце не слишком лестно, говоря, что его "положение совсем некрасиво. Дом велик, в украшениях заметен мелочный вкус. Всего лучше древние кедры, привезённые князем М. я. черкасским из Сибири, где он был губернатором".
В апреле 1797 г. в Москве происходила коронация Павла I, и Николай Петрович, который дружил с ним с детства, решил подготовить сюрприз новому императору. По преданию, когда государь подъезжал к густой роще, окружавшей усадьбу, вдруг деревья упали разом, и перед ним открылась великолепная картина Останкина. Оказывается, у каждого заранее подпиленного дерева стоял человек и по данному сигналу сваливал его. Рассказывают, что Павел I чрезвычайно удивился этой поистине театральной смене декораций.
Но спектакли и представления в Останкине недолго продолжались. П. Н. шереметев переехал в Петербург и перевёл туда лучших актёров и музыкантов. Занятый в северной столице, он стал уделять всё меньше и меньше внимания своей подмосковной. Золотой "Екатерининский" век уходил в историю, а вместе с ним уходили в небытие и роскошные праздники. Правда, ещё один роскошный праздник Останкино при нём все же увидело: осенью 1801 г. здесь принимали Александра I, приехавшего в первопрестольную на коронацию. Приём сопровождался пышным обедом, фейерверком и иллюминацией вдоль всей дороги к имению.
В 1801 г. Николай Петрович шереметев наконец оформил свой брак с Прасковьей Ковалевой. Она вольную всего за три года до свадьбы получила. Тем не менее союз с ней удалось оформить, лишь найдя польского шляхтича Ковалевского, якобы отца Прасковьи. Венчание в Москве происходило. В 1803 г. у супругов родился сын Дмитрий, ставший законным наследником графа, а вскоре после его рождения Прасковья Ивановна умерла.
В 1817 г. в Останкине состоялись празднества во время пребывания прусского короля Вильгельма III и его зятя, будущего императора Николая I с супругой. В программе их пребывания хор певцов и пье значились.
Подробнее читайте об интерьере для дома http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-dlya-doma