Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Подгорецкий замок: история и мистика.

25.05.2016 в 17:30

Ezomir.

B Украине много средневековых замков - немых свидетелей кровопролитных войн князей киевской Руси, а немного позже - магнатов речи посполитой. Туристы привыкли удивляться неприступности этих замков: бойницы и широкие крепостные стены, рвы и прочие оборонные укрепления - все это дань необходимости той далекой эпохи ратных подвигов, что канула в небытие

Подгорецкий замок: история и мистика.. Но среди этих укрепленных фортеций, неприступных крепостей много ли таких, которые могут похвастаться не только крепкими стенами и высокими валами, но и красотой и изяществом башен и лестниц, невероятной элегантностью архитектуры, удивительно эстетикой внешнего облика? Таких замков не много, и подгорецкий замок - в их числе.

Подгорецкий замок: история и мистика. 01
Подгорецкий замок, входящий наряду с олеським и золочевским замком в популярнейший среди туристов, проводящих свой отдых во Львове, маршрут "Золотая Подкова Львовщины", считается настоящей жемчужиной европейской архитектуры.

Подгорецкий замок: история и мистика. 02
Вы наверное помните, что именно в подгорецком замке состоялись съемки легендарного фильма всех времен и народов "Д'Артаньян и три Мушкетера". По фильму, подгорецкий замок сделали лувром. На этой террасе под звуки марлезонского балета мушкетеры шпагами расчищали себе дорогу в лувр к королеве, и именно сюда спешил Д'артаньян, чтобы успеть вернуть роковые бриллиантовые подвески.

Подгорецкий замок: история и мистика. 03
Этот замок не просто так звание "Украинского Версаля получил". Его называют самым красивым замком, представляющим "Золотую Подкову Львовщины". Он представляет собой яркий пример сочетания дворцовой и оборонной архитектуры дворянства.

Подгорецкий замок: история и мистика. 04
Отсчет своей истории подгорецкий замок начал в 1440 году после получения привилегий Иваном подгорецким от польского короля Владислава Ягайло III на земли близ плеснеского городища, которые в скором времени были укреплены замком на одном из отрогов подольской возвышенности, получившим имя своего хозяина.
Следующим поворотным моментом становится переход подгорецкого замка в 1633 году вместе другими обширными владениями на территории нынешней Украины в руки великого гетмана коронного (главнокомандующего) речи посполитой, начальствующего в тот момент над базирующимися в этих краях войсками, Станислава конецпольского.

Подгорецкий замок: история и мистика. 05
Спустя два года новый владелец, вдохновленный удачным месторасположением замка, начинает сооружение нового дворца. Над его проектом работали сразу два архитектора: Гийом левассер де боплан создавал оборонные укрепления, Андреа дель аква - спроектировал двухэтажный дворец с павильонами и башнями - образец архитектуры барокко и позднего ренессанса. Замок возведен в форме квадрата, въезд в него осуществлялся через огромную арку, с трех сторон замок обнесен рвом, четвертая сторона его украшена террасой с балюстрадами и скульптурами. Но, как того требовало неспокойное военное время, её также можно было приспособить к возможной обороне замка.

Подгорецкий замок: история и мистика. 06
После окончания четырехлетнего периода строительства (1635 - 1640), миру предстал дворец, достойный принимать коронованных особ - миссия, с которой он достойно справляется до наступления смутных времен на землях речи посполитой: народное восстание крестьян (1651), польско - турецкие войны (1666 - 1699), нападение татар (1688), оставивших после себя значительные разрушения. В этот период замок с прилегающими землями переходи в качестве наследства сначала в собственность сына коронного гетмана Александра, а потом внука Станислава, который, будучи бездетным, являлся последним представителем рода.
После угасания рода конецпольских, подгорцы оказываются во владении семьи польского короля Яна ІІІ собеского: сначала от конецпольских поместье наследует Якуб Людвик, а затем его младший брат Константин Владислава.

Однако подгорецкий замок вновь быстро меняет хозяина - Константин Владислав в 1720 году уступает его станилаву Матеушу ржевускому, а спустя еще восемь лет он переходит по наследству его сыну Вацлаву, с именем которого связан второй этап расцвета замка.

Именно он придал зданию его современный облик, превратив замок из крепости в уютное жилище, посадил итальянский парк, построил в замке солнечные часы и организовал типографию.

Вацлав жевуский начинает масштабную реконструкцию замкового комплекса, при этом превращая двухэтажное здание в величественный трехэтажный дворец. Преобразилось и внутреннее убранство замка. Он наполнился старинной мебелью, ценными вещами из олеського замка, огромной коллекцией ценных картин (в том числе более 70 картин - портретов выдающихся государственных деятелей), книг и старинного оружия.
Он превратил замок в настоящий музей, где хранились личные вещи короля Яна III собеского и трофеи, добытые в битвах Вацлавом и Северином жевускими, в т. ч. добытый в битве под веной шатер турецкого визиря кары - Мустафы.

Слава дворца гремела по всей Европе, передавая из уст в уста описания китайского, золотого, мозаичного, рыцарского и других залов и кабинетов, с шиком отделанных позолоченных лестничных пролетов и потолков.

Здесь можно было полюбоваться уникальной огромной библиотекой, архивом и арсеналом. Владелец замка часто принимал гостей, его посещали европейские вельможи и монархи, тут устраивались шикарные приемы и парады, был организован театр с оркестром. В такие вечера в чашах перед дворцом поджигались нефтяные фонтанчики, что позволяло освещать пространство перед дворцом, а многочисленных гостей радовали роскошные фейерверки.

Для многочисленной челяди и гостей, рядом с замком был устроен заезжий двор (корчма), сохранившийся до сих пор.

Среди тех, кто останавливался там - Оноре де Бальзак (его возлюбленная Эвелина ганская была урожденная жевуская (или, на польский манер, ржевусская. В 1773 году в подгорцах родился отец всемирно известного польского поэта Юлиуша словацкого - Эузебиуш. Его отец (и дед поэта) был администратором подгорецкого замка у жевуских.

Спустя четверть века после генеральной реконструкции 1728 года напротив въездной арки было начато сооружение призамкового костела св. Иосифа, задуманного в качестве усыпальницы хозяина подгорцев.
Связующим звеном между замком и костелом стала трехсотметровая липовая аллея, по бокам на высоких колонах установлены скульптуры св. Иосифа и богоматери с маленьким Иисусом на руках.
Но поскольку меценатство тогда, равно как и сейчас, было занятием неприбыльным, после смерти Вацлава ржевуского замок, за долги своего хозяина, был выставлен на аукцион, где его купил Северин ржевуский - сын предыдущего владельца. Именно эта личность является самой интересной из всех последующих хозяев замка.
Среди современников Северин ржевуский славился как колдун, кладоискатель и алхимик. Одни лишь стены древнего замка знают о том, какие мрачные эксперименты в своих лабораториях ставил Северин. А среди местного населения и поныне ходят различные легенды, связанные с его именем. Однако, скорее всего, этот наводящий страх на всю округу человек был всего лишь обыкновенным юношей, увлекающимся химией и кладоискателем. В поисках золота Северин перерыл все окрестности замка, полностью запустив хозяйство.
Не удивительно, что уже через несколько лет у него закончились деньги, и ему пришлось продать замок. С новыми владельцами для замка настали не самые лучшие времена, ведь он начал переходить из одних рук в другие. И само собой, быстро сменяющим друг друга хозяевам, было не до реконструкции замка.

Следующий владелец подгорeцкого замка, Вацлав жевуский, внук Северина (названный в честь деда - реконструктора замка), тоже был личностью неординарной. Знаменитый путешественник и ориенталист, три года провел он на ближнем Востоке, среди бедуинов, которые удостоили его титула тадж эль - фахр, что значит "Увенчанный Славой". За это время он успел поучаствовать и в археологических раскопках, и в народном восстании, и в открытие школ и больниц. По одной из легенд, он даже сумел побывать в Мекке, притворившись мусульманином, что быто христианам запрещено под угрозой сметной казни. Свои впечатления от путешествия Вацлав жевуский изложил в иллюстрированных мемуарах и книге "Путешествие в Пальмиру". Вернувшись в Польшу, он открыл первый в Европе институт ориентальных исследований. Еще одним увлечение, вывезенным с Востока для жевуского стали арабские скакуны, которых он держал целый табун. Ухаживать за конями ему помогали казаки, у которых он снискал большую популярность и которые прозвали его "Атаман Ревуха". В 1831 году, во время польского восстания, после битвы под Дашковым Вацлав жевуский бесследно исчез, что породило немало легенд о его дальнейшей судьбе.

В 1833 году в замок переезжает лев жевуский, он восстанавливает разрушившийся за годы отсутствия предыдущего хозяина дома, замок, приводит его в порядок. Но лев жевуский был бездетным, поэтому он принимает решение передать замок князю Евстахию сангушке с условиям, что тот отреставрирует замок. Условие сангушки соблюли и до 1939 года в замке действовал частный музей князей сангушко, известный на всю Европу. Среди экспонатов музея были 39 панцирей крылатых гусар и 65 знаменитых гусарских пик. Вся эта экипировка относилась к Xviii веку и принадлежала гусарам из роты гетмана жевуского.
Однако во время первой мировой войны (1914 - 1918) наследник роман Владислав (1901 - 1984) эвакуирует часть дворцовой коллекции в Румынию, откуда она уже не возвращается, становясь основой ко лекции музея в Сан-паулу.

С присоединением в 1940 году к Ссср (1922 - 1991) территорий западной Украины, замок в подгорцах передается львовскому историческому музею.

Дальнейшие коррективы в судьбу дворца внесла вторая мировая война (1939 - 1945), во время которой часть замковой террасы была взорвана, коллекция разграблена, интерьеры значительно повреждены, а помещения использовались в качестве лазарета. Лишь благодаря Борису Григорьевичу возницкому (1929 - 2012), директору музея, сразу по окончании военных действий спасти часть экспонатов, пополнивших экспозиции и запасники музеев львовщины.

Окончание войны не привнесло в судьбу подгорецка значительных изменений - советская власть продолжила использовать его помещения в качестве медицинского учреждения (костно - турбекулезный диспансер, госпиталь инвалидов, туберкулезный санаторий …), а тем временем бесценные исторические раритеты исчезали и уничтожались. Наглядным примером тому служит использование призамкового костела в качестве гаража.

Окончательному уничтожению внутреннего убранства жемчужины подолья поспособствовал пожар 1956 года, который за несколько дней уничтожил остатки интерьеров и мебели.

Наконец после длительного перерыва в 1997 году подгорецкий замок вновь оказался в ведении министерства культуры - теперь это филиал львовской галереи искусств стараниями все того же Бориса Григорьевича возницкого, который не оставил на произвол этот прекрасный памятник архитектуры и создал фонд возрождения подгорецкого дворца, силами которого сейчас ведутся реставрационные работы. А призамковый костел св. Иосифа был передан Греко - католической епархии и в нем также проходит реставрация.
В 2008 году подгорецкий замок включили в список 100 памятников мира, которые нуждаются в немедленной реставрации. Этот перечень составляют и пополняют работники всемирного фонда памятников. Это должно было облегчить получение замком средств на реставрацию, однако никто не знает, когда она будет завершена.

Первоначальный проект замка, воплощенный в жизнь дель аква и бопланом на холме над равнинным участком малого полесья по проекту "Дворец в Крепости" в стиле ренессанса из камня и кирпича, включал в себя двухэтажный дворец с трехэтажными центральной частью и боковыми павильонами в центре четырехугольного двора, окруженного оборонительными стенами и рвом с трех сторон, а с севера - итальянским парком. Западное крыло предназначалось для общественных мероприятий, восточное - личные покои хозяев. Внешние пространство замкового двора украшали фонтаны и скульптуры, оранжереи и зверинец, а для снабжения замка водой был устроен 38 - метровый колодец.

Во время реконструкции 1728 года дворец приобретать свой нынешний вид: достраивается третий этаж, купола боковых павильонов украшаются скульптурами медных атлантов, один из которых удерживает землю, а другой - вселенную на своих плечах, ликвидируются ров и подъемным мостом, а прочие фортификационные сооружения украшаются лепниной и памятными знаками.
До наших дней сохранились все архитектурные объекты, но, к сожалению, внутреннее убранство дворца утрачено безвозвратно.

Замок не только красив, но и овеян неким мистическом ореолом. Известно очень много самых разнообразных легенд и историй о бывших владельцах или жителях замка. Местные жители любят рассказывать туристам истории в неясном сумеречном свете, подкрепляя свои рассказы кровавыми подробностями и необъяснимыми с научной точки зрения фактами.

Один из таких рассказов - легенда о белой пани.
Легенда гласит, что в стенах подгорецкого замка однажды произошла страшная трагедия. Один из владельцев замка умертвил свою молодую жену. И не просто убил, а живьем замуровал в сену. С тех пор и бродит печальный призрак невинной жертвы, не может обрести покоя.

В одной из комнат подземелья подгорецкого замка посетителей ждет сюрприз - встреча с призраком белой пани. Старая кладка стен, плавно переходящая в сводчатые потолки, небольшие, но довольно массивные на вид арочные двери, весь этот дух алхимии и мистики, витающий в холодном воздухе подземелья, специфический музыкальный фон, обволакивающий туман, порождаемый повышенной влажностью - все это способствует созданию именно той, нужной атмосферы.

Лишь в том случае, если вы любите таинственные истории и легенды - вам стоит посетить этот дворец - привидения подгорецкого замка преподнесут вам немало сюрпризов.

Что ж, самое время рассказать о настоящем привидении. Так вот. В старых архивах можно найти вполне реальные упоминания о кажущихся неправдоподобными вещах. Замковая челядь да и тогдашние жители подгорцев утверждали, что были свидетелями необычных явлений, происходящих в замке. Шепот и шелест, звуки шагов, гаснущие ни того ни с сего свечи, открывающиеся двери и перемещение предметов.

Не говоря уже о самом призраке, который видели не , внимание, только в замке, но и за его приделами, . например, в парке. Одним словом, чертовщина какая-то.

Самое интересное, что с тех пор в этом смысле мало что изменилось, очень интригующие свидетельства очевидцев, среди которых, кстати, были и скептики.

Одно дело - случайные свидетели, и совсем другое - когда за дело берутся профессионалы. Как говорится "пропустите экспертов! "В Марте 2010 все 20 Участников Украинского Проекта"битва экстрасенсов" прочувствовали наличие в замке паранормальной активности.

Так же, в свое время, в течение нескольких дней в замке работала американская группа исследователей "Ghost Hunters International" и зафиксировала "сенсорные феномены, которые не поддаются объяснению". Эти охотники так же подошли с душой.

И с соответствующей аппаратурой, что важно предлагаю вашему вниманию видео. Мы смотрим, кому интересно:
Поскольку видео на английском, требуется небольшое пояснение. Посетители рассказывают, что видели белую пани. Когда Сюзан искала ее, то услышала как кто-то прошептал нечто похожее на "Ой", а потом что-то коснулось ее лица. Брит и Джо, обследуя часовню, где появлялась белая пани, попали под влияние странного электростатического поля. На сеансе электронного голосового феномена исследователи получили сигнальный стук в ответ. Тогда они попросили второй и снова получили ответ! Пол и Крис представляют свои результаты доктору сусак, которая объяснила, что "Ой" по-украински - это возглас, который передает удивление. Охотники показывают снимки, сделанные, когда Сюзан переживала эти жуткие моменты, и как камера засекла массивную тень, что нависала у лица исследовательницы. Далее доктор сусак узнает о громком стуке, записанном Джо, а еще слушает неразборчивый разговор, также странным образом уловленный устройством для записи. Бесспорно, установлена паранормальная активность в подгорецком замке, и доктор понимает, что духи готовы идти на контакт.