Особняк с. П. рябушинского (музей - квартира а. М. горького.
Архроссия; архпамятники; Шехтель; малаяникитская.
Построен по проекту архитектора Ф. о. Шехтеля для с. П. рябушинского. Это был второй дом, построенный им на малой никитской - в 1901 году на углу садово - Кудринской (д. номер 2) он возвёл трёхэтажный доходный дом для Н. с. канна.
В архитектуре особняка присутствуют элементы английской готики и мавританского стиля. Фасады здания облицованы глазурированым кирпичом светлых тонов, сверху обвиты элементами мозаичного фриза с изображением ирисов. Здание состоит из двух этажей, но разноуровневые окна различных форм создают эффект многоэтажности здания. Решетки на окнах в духе ар - нуво состоят из замысловатых волнообразных узоров, как и низкая ограда вокруг музея. Исследователь архитектуры Уильям брумфилд считает, что Фёдор Шехтель применил при проектировании особняка рябушинского композиционный приём блокирования прямоугольных элементов, подобный тому, что ранее использовал лев кекушев в первой по времени постройке московского модерна - особняке листа (1898-1899).
Внутри здания также сохранены элементы модерна. К оформлению интерьера был привлечен м. а. Врубель. Шехтель пытался создать иллюзию подводного мира в холле. Самым ярким примером является "Тающая" парадная лестница холла, сделанная из белого мрамора в форме волны. Люстра, подвешенная высоко над парадной лестницей, напоминает медузу, стены здания выкрашены в зеленоватый цвет, ручки дверей отлиты в виде морских коньков. Морские и растительные мотивы сохраняются и в остальных комнатах особняка на малой никитской. Среди них особенно выделяется отделка библиотеки - лепной потолок (автор - художник - декоратор а. а. тимошко) и резные двери (груша и орех. В мансарде северо-западной части дома расположена тайная старообрядческая молельня, так как рябушинские были старообрядцами. О её существовании нельзя догадаться при осмотре здания с улицы. Купол и стены молельни стилизованы под древнюю церковь.
Главным украшением дома является парадная лестница - волна, расположенная в центре здания, в холле высотой 12 метров. Она выполнена в московской мастерской М. Д. кутырина из эстонского вазалемского мрамора. Образы волны, моря отражали неспокойное состояние моря.
В построенном доме торжествует кубический объём, подчеркнутый горизонталями сильно вынесенных вперёд плит карниза и прихотливо асимметричными выступами стен, массивных крылец, балконов, всякий раз индивидуально неповторимых и потому утверждающих равноценность всех фасадов. Облицовка светлым глазурованным кирпичом и широкий мозаичный фриз с изображением ирисов, охватывающий поверху здание, выявляют эстетическую выразительность глади стен, прорезанных квадратами больших окон.
По рисункам Шехтеля художником с. а. Виноградовым были созданы девять витражей (в настоящее время для обзора доступны семь из них), которые выполняют не только декоративную роль, но и решают архитектурные задачи. Так, большой пейзажный витраж с соснами и уходящими вдаль полями, создаёт иллюзию окна, увеличивая ограниченное внутреннее пространство.
Символично была решена Шехтелем молельня, увенчанная круглым куполом, расположенная в мансарде, в северо-западном углу дома. Рябушинские были старообрядцами и в момент постройки здания эта комната была тайной. Дорога туда начинается на втором этаже колонной с массивной капителью, состоящей из прекрасных лилий - символа чистоты - и отвратительных саламандр, символизирующих зло. Узкая галерея (путь к добру узок и тернист) ведёт к чёрной (не парадной) лестнице.
Хозяин дома, с. П. рябушинский, вошёл в историю русской культуры как один из первых, кто начал научную расчистку и реставрацию древних икон. В доме находилась реставрационная мастерская. Журнал "Русская Икона" в 1914 году сообщал, что рябушинский в своём особняке на никитской собирался открыть музей иконы.
После 1917 года особняк рябушинского был муниципализирован и принадлежал попеременно наркомату по иностранным делам, государственному издательству Рсфср, государственному психоаналитическому институту, детскому саду "Дошкольная Коммуна при Вцике", "всесоюзному обществу культурной связи с заграницей". С тех пор как рябушинские покинули дом, когда зданием владел город, были утрачены некоторые предметы мебели и осветительные приборы того времени, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система и разобран уникальный камин из каррарского мрамора.
С 1931 года в особняке жил а. М. горький. Ныне особняк рябушинского занимает мемориальный дом - музей горького, который был открыт в мае 1965 года, и является частью института мировой литературы имени горького.
Смотрите ещё статьи об интерьере для дома http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-dlya-doma