Особняк арсения Морозова.
Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке - уникальное здание с совершенно феерической историей. На сегодняшний день роскошный особняк считается одним из красивейших и необычных домов Москвы, но современники встретили его строительство с удивлением и скептицизмом, из-за чего, перемешавшись со впечатлениями от личности владельца, особняк получил народное название "Дом Дурака".
Дом был построен в 1895-1899 годах по проекту архитектора виктора мазырина. Здание, сочетающее элементы эклектики и модерна, стилизовано в неомавританском духе - редчайшая для Москвы экзотика.
На первый взгляд асимметричная постройка напоминает сказочный восточный замок с невероятно вычурным и пышным оформлением. Парадный вход выполнен в виде огромного подковообразного портала, декорированного двумя колоннами в виде переплетённых канатов, по обе стороны от него - башни с кружевными аттиками и карнизами, фасады которых украшены лепниной в виде ракушек. В остальном особняк сочетает различные архитектурные стили: классицизм, неоготику, барокко. Оконные и дверные проёмы украшены растительными орнаментами и цветочной лепниной, балюстрады балконов - причудливым кружевом. Примечателен медальон над дверью парадного входа: на нём изображён сидящий на цепи дракон. Интерьеры особняка тоже демонстрировали широкие взгляды хозяина: гостиная, где проводились балы, была выполнена в ампире, парадная столовая - "Рыцарский зал" - оформлена в духе псевдоготики, гардеробную супруги хозяина исполнили в барочном стиле.
Экстравагантный внешний вид особняка вызывает у прохожих восторг и удивление; для тех, кто видит его впервые, здание становится неожиданным сюрпризом, который никак не ожидалось увидеть на старой московской улице.
"Дом Дурака" - история особняка.
Арсений Абрамович морозов (1873-1908) - миллионер, член известной купеческой семьи Морозовых, двоюродный племянник Саввы Морозова, прославившийся эксцентричным характером.
С Виктором мазыриным, который впоследствии стал архитектором дома, морозов познакомился задолго до строительства. Мазырин, увлекавшийся мистикой и спиритизмом, веривший в переселение душ и искренне полагавший, что его душа родилась в Египте, сдружился с Морозовым, и в начале 1890-х годов они совместно путешествовали по Испании и Португалии. Побывав в португальской синтре, оба они были впечатлены замком пена, построенным в 19 веке: дворец сочетал элементы средневековой испано-мавританской архитектуры, национального стиля мануэлино, ренессанса и готики, и морозов загорелся идеей построить для себя дом - замок в схожем стиле.
Вернувшись в Москву, молодой миллионер по случаю своего 25-летия получил в подарок от своей матери варвары Алексеевны участок на Воздвиженке и решил воплотить мечту в реальность.
Разумеется, за разработкой проекта морозов обратился к своему другу: мазырин, который провёл значительное время в путешествиях с Морозовым и был склонен к мистике, был идеальным кандидатом на роль архитектора для дома эксцентричного миллионера. Ходят слухи, что работа началась с анекдотического диалога:
- В каком стиле будем строить? - Спросил мазырин заказчика.
Морозов затруднился с ответом.
- Ну, есть классический, романский, барокко, - пояснил архитектор.
- Во всех. У меня денег на все хватит! - Ответил морозов. Мазырин отнёсся к идее с энтузиазмом и, по образцу увиденного ими в синтре замка, пошёл по пути смешения разных стилей, заимствуя при этом некоторые элементы оформления: ракушки на фасаде навеяны "Домом с Ракушками" (исп. Casa de las Conchas) в Саламанке (Испания), орнамент в виде винограда - настоящим виноградом, которым увит замок пена.
Ещё на стадии строительства дом начал вызывать у современников усмешки и критику, вычурное здание было непонятно москвичам. Назвав его глупым и ненужным, огромный размер и неадекватность строящегося здания остро подчеркнул лев толстой в романе "Воскресение":
"На одной из улиц извозчик, человек средних лет, с умным и добродушным лицом, обратился к Нехлюдову и указал на огромный строящийся дом.
> действительно, дом строился огромный и в каком-то сложном, необыкновенном стиле. > по подмостям лесов сновали, как муравьи, забрызганные известью рабочие: одни клали, другие тесали камень, третьи вверх вносили тяжелые и вниз пустые носилки и кадушки.
Толстый и прекрасно одетый господин, вероятно архитектор, стоя у лесов, что-то указывая наверх, говорил почтительно слушающему владимирцу - рядчику. Из ворот мимо архитектора с рядчиком выезжали пустые и въезжали нагруженные подводы.
"И как они все Уверены, и те, Которые Работают, так же как и те, Которые Заставляют их Работать, что это так и Должно Быть, что, в то Время как Дома их Брюхатые Бабы Работают Непосильную Работу и Дети их в Скуфеечках Перед Скорой Голодной Смертью Старчески Улыбаются, Суча Ножками, им Должно Строить Этот Глупый Ненужный Дворец Какому-то Глупому и Ненужному Человеку, Одному из тех Самых, Которые Разоряют и Грабят их", - думал Нехлюдов, глядя на этот дом.
- да, дурацкий дом, - сказал он вслух свою мысль.
- как дурацкий? - с обидой возразил извозчик. - спасибо, народу работу дает, а не дурацкий.
- да ведь работа ненужная.
- стало быть, нужная, коли строят, - возразил извозчик, - народ кормится. Но самую яркую и запоминающуюся критику городские легенды приписывают матери Морозова варваре Алексеевне: будучи гневливой и резкой женщиной, она, посетив новый дом своего сына, якобы в сердцах воскликнула:
"Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать! Морозова критика современников не смущала. Молодой промышленник любил роскошь и жизнь на широкую ногу: в своём особняке он закатывал шикарные балы и банкеты и ни в чём себе не отказывал.
К сожалению, долго пожить в вычурном доме Морозову не пришлось: в 1908 году он трагически и глупо погиб. Поехав в Тверь, где располагалась одна из семейных фабрик, он напился с приятелями и, заявив, что полученная им в ходе эзотерических практик духовная сила не даст ему почувствовать боль, прострелил себе ногу. Говорят, что после ранения морозов действительно даже не поморщился и, не сняв сапога, продолжил кутить как ни в чём не бывало, но спустя 3 дня он умер от развившейся гангрены и заражения крови.
После смерти Морозова особняк по завещанию перешёл к его любовнице Нине коншиной. Жена Морозова пыталась оспорить решение через суд, но её доводы были признаны несостоятельными, и во владение домом вступила коншина, которая сразу же продала особняк Леону манташеву.
После революции дом Арсения Морозова до 1918 года был штаб-квартирой анархистов, затем сюда переехал театр пролеткульта, который занимал здание до 1928 года. После этого в разные годы в нём размещались посольства Японии, Великобритании и Индии, а в 1959 году в особняк въехал "Союз Советских Обществ Дружбы и Культурной Связи с Зарубежными Странами", и вплоть до 2003 года он был известен как дом дружбы с народами зарубежных стран или просто - дом дружбы народов.
В 2006 году особняк стал домом приёмов правительства российской федерации - здание отреставрировали и стали использовать для проведения международных конференций, встреч и переговоров.
Дом Арсения Морозова находится на улице Воздвиженка, 16. Добраться до него можно пешком от станций метро "Арбатская" арбатско - покровской и филёвской линий, "александровский сад" филёвской и "библиотека имени Ленина" сокольнической линии.