Ошибки любителей портретистов.
Сегодня мы вам хотим рассказать о том, почему ваши фотопортреты зачастую бывают очень похожи на обыкновенные любительские фотографии, на работы дилетанта.
1. использование жесткого света.
Абсолютно неправильно считают те, кто жестким светом называют просто яркий свет, и что в нем нет ничего страшного. Тем не менее, яркость света к его мягкости не имеет ни малейшего отношения. Мягкий свет - это свет от большого источника света, снабженного рассеивателем
. Причем этот источник должен находиться в непосредственной близости от модели. Такое освещение придает лицу модели естественный цвет, приятную, правильную форму, кожа портретируемого на фотографии будет казаться более гладкой. А отсутствие резких теней естественный светотеневой рисунок создаст. Самый простой и доступный источник рассеянного света - обыкновенное окно, зашторенное тюлем.
Добиться рассеянного света в портрете можно и при помощи модификатора освещения.
Самая страшная, самая грубая ошибка начинающего фотографа - неумение правильно установить свет при съемке портрета. Этому нужно учиться с самого начала.
2. отсутствие знаний о позировании.
Что в фотографическом портрете ярче всего говорит о фигуре модели и об ее эмоциональном состоянии? Конечно же, её поза! Психологи давно доказали, что люди очень хорошо чувствуют и воспринимают язык тела. При помощи позы модели опытный мастер фотографии всегда сумеет передать зрителю настроение человека, его эмоции, характер и многое другое. Грусть, радость, тоску, уверенность в себе - всё можно передать правильно подобранной позой. Заставить человека в кадре заговорить языком тела ярко, понятно, доступно - это главная цель фотографа при выборе позы портретируемого. У многих начинающих фотографов позирование - слабо изученное и почти что не освоенное мастерство …. Почитайте про это, посмотрите снимки старших товарищей, полистайте журналы. Учиться никогда не поздно.
3. из-за того, что вы не знаете меру в ретуши, люди на ваших портретах смотрятся неестественно.
Для того, чтобы сделать так, чтобы на фотографии кожа лица модели казалась более мягкой, многие фотографы пользуются инструментом размытия. Но, тем не менее, есть множество других методов добиться естественности на фотопортрете. Сегодня мы не будем вам про них рассказывать, это уже другая история.
4. неумение контролировать глубину резкости.
Снимая на "Большой Дыре" - так опытные фотографы называют широко открытое отверстие диафрагмы - для того чтобы добиться маленькой глубины резкости, начинающие фотолюбители совершают грубейшую ошибку. При такой съемке в зону резкости будет попадать только часть лица. Например, нос будет резким, а волосы или глаза уже размытыми. А если вы снимаете группу людей, то при больших значениях диафрагмы те, кто стоит во втором ряду, тоже могут оказаться вне резкости. А это, согласитесь, вряд ли кому понравится, доставит удовольствие.
Нужно твердо запомнить то, что снимать портрет нужно на таком значении диафрагмы, чтобы резким было всё лицо того, кого вы фотографируете. Но фон при этом должен оставаться нерезким, размытым. По опыту старых мастеров такое значение диафрагмы - 3, 5.
5. о пользе компьютерной обработки фотографий.
Напрасно некоторые фотографы считают, что не нужно обрабатывать снимки на компьютере. Можно годами изучать законы композиции, прекрасно ощущать свет, в совершенстве овладеть техникой съемки, "Нутром" чувствовать фотокамеру, считать ее продолжением собственной руки, а объектив своим глазом … но если вы не знаете хотя бы основ постобработки фотографического изображения в графическом редакторе, то все ваши старания, все труды в процессе фотографирования могут оказаться напрасными. Даже когда фотографировали на плёнку, и то при печати фотографий фотографы применяли различные хитрости. А теперь, при доступности простых и сложных компьютерных программ обработка снимков просто необходима.
6. проблемы с кадрированием изображения.
Нельзя считать, что портрет - это изображение фигуры человека. Портрет - любой: крупный, поясной, в полный рост - предполагает съемку под разными ракурсами, с различными границами кадра. Правильно определить границы кадра, или, как принято говорить в фотографической среде, скадрировать изображение - большое искусство. Этому нужно учиться. Бывают случаи, когда, фотограф смело отсекает всё лишнее, и в кадре остается только лишь одна деталь, но именно она будет очень о многом говорить зрителю ….
7. фон портрета и детали в кадре.
Работая над портретом, ни в коем случае нельзя забывать и о том, что еще входит в кадр. Всегда обращайте внимание на фон, на котором вы снимаете модель, на элементы интерьера, на какие-то интересные и необычные предметы … если вы работаете в своей студии - то такими предметами можно, и даже нужно, запастись заранее. Внимание! Только в том случае, если вы снимаете человека у него дома, то введите в кадр предметы, как-то характеризующие его. Всё это не только поможет вам выстроить интересную композицию портрета, но и будет нести существенную смысловую нагрузку, расскажет о человеке: о его профессии, увлечениях, семье, образе жизни ….
8. умение работать с естественным светом.
Работать со вспышкой нужно уметь каждому фотографу. Но гораздо важнее уметь пользоваться естественным светом, правильно его видеть и использовать при съемке. Лишь в том случае, если фотограф не умеет работать с естественным светом - это очень плохо. Это ограничивает его творческие возможности.
Иногда некоторые фотографы говорят, что хорошие портреты можно сделать только в "Золотые Часы" - на восходе или на закате солнца. Они не правы. Отличный портрет можно создать и при ярком прямом полуденном солнечном освещении на улице. Но для этого нужен опыт, нужно умение. Это приходит не сразу. Для начала нужно хотя бы изучить и понять природу света ….
9. портрет должен говорить об изображенном на нем человеке как о личности.
Таким образом, если вы сфотографируете модель в студии на нейтральном фоне и в строгом деловом костюме, то, скорее всего, у вас получится рядовая "Фотокарточка на Паспорт". Таких портретов сделано великое множество. Чтобы такого не повторять, рекомендуем перед съемкой пообщаться с человеком в непринужденной обстановке, продолжить беседу и во время работы. Так вы узнаете характер портретируемого, поближе с ним познакомитесь. И тогда вам будет намного легче создать его портрет.
10. не заставляйте человека улыбаться и смотреть в объектив!
Это не правда, что если человек смотрит в объектив и улыбается - то портрет гарантированно получится отличным. Это миф. Это не так. Не бойтесь просить портретируемого не улыбаться и не смотреть в объектив! Не ограничивайте полет своей творческой мысли!
11. учитесь у великих мастеров!
Таким образом, если вы не будете изучать опыт классиков фотографии, не будете рассматривать работы старых мастеров, то вам очень сложно будет овладеть мастерством портретиста. Всегда нужно иметь перед глазами то, из чего можно черпать свое вдохновение. Листайте альбомы мастеров, захаживайте в библиотеки. Коллекционируйте эти книги, альбомы и журналы. Но не пренебрегайте и общением с современными фотографами - бывайте на фотовыставках, посещайте фотоклубы, зарегистрируйтесь на фотофорумах в интернете … всё это поможет вам не "Вариться в Собственном Соку", а постоянно быть в теме, не расслабляться, держать себя в творческом тонусе.
12. не перегибайте палку с креативом!
В наше быстротекущее, мчащееся на высоких скоростях развития техники и информационных технологий время современному фотографу весьма непросто найти в творчестве что-то новое, свое, внести свежую струю. Но, не смотря на все это, не нужно придумывать что-то суперновое, высасывать что-то из пальца. Согласитесь, если вы сфотографируете голого мужчину, сидящего на ёлке в густом лесу, и при этом играющего на трубе - это будет совсем не креативно, а весьма странно. Зрители даже могут задуматься о психическом здоровье автора … не выдумывайте нового. Сюжеты в реальной жизни ищите. Ведь в жизни можно встретить столько необычного! Она порой преподносит такие сюрпризы, дарит такие сюжеты! Нужно их только увидеть, обработать, что называется, довести до ума ….
13. скучная композиция кадра.
Сколько же еще стереотипов гуляет по интернету! И, что особенно обидно, эти стереотипы начинающие фотографы очень часто принимают за истину! Например, надоевшее до тошноты "Правило Третей" или постоянные советы "Держать Линию Горизонта"! Эти стереотипы возводятся в самые важные законы построения изображения на плоскости! А то и в единственные! Но ведь законов и принципов композиции - великое множество. Никогда не нужно забывать о законах перспективы, о её видах, о направлении взгляда, о композиционном равновесии, о тональных пятнах, о линиях в кадре и их направлении … но что самое интересное - все эти законы всегда можно смело нарушать! Никто из классиков не считал их непреложными и неопровержимыми! Попробуйте нарушить все то же пресловутое "Правило Третей" - и вполне возможно, что вас может получиться шедевр.
14. использование накамерной вспышки.
Начинающие фотографы очень часто не рискуют покупать сложные фотовспышки, например, оснащенные радиосинхронизаторами и прочими "Наворотами". Действительно, это далеко не дешевое удовольствие. Но ведь существуют и более простые вспышки, менее известных производителей и не такие сложные в обращении. Таким образом, если вы хоть раз попробуете снимать с такой вспышкой, то вы сразу убедитесь в том, насколько лучше будут получаться ваши снимки, насколько отличны они будут от тех, что вы снимали со вспышкой, встроенной в фотокамеру!