О развлечениях писателей и поэтов в послереволюционный период, о желтом ботинке будущей жены Ходасевича и интерьерах дома искусств.
Под "Диск" были отданы три помещения: два из них некогда были заняты меблированными комнатами (в одно - ход с морской, со двора, в другое - с мойки); третье составляло квартиру домовладельца, известного гастрономического торговца Елисеева. Квартира была огромная, бестолково раскинувшаяся на целых три этажа, с переходами, закоулками, тупиками, отделанная с убийственной рыночной роскошью. Красного дерева, дуба, шелка, золота, розовой и голубой краски на нее не пожалели
. Она - то и составляла главный центр "Диска". Здесь был большой зеркальный зал, в котором устраивались лекции, а по средам - концерты. К нему примыкала голубая гостиная, украшенная статуей работы Родена, к которому хозяин почему-то питал пристрастие - этих Роденов у него было несколько. Гостиная служила артистической комнатой в дни собраний; в ней же корней Чуковский и Гумилев читали лекции ученикам своих студий - переводческой и стихотворной. После лекций молодежь устраивала игры и всяческую возню в соседнем холле - Гумилев в этой возне принимал деятельное участие. Однажды случайно я там в самый разгар веселья очутился. Куча мала! " - На полу барахталось с полтора десятка тел, уже в шубах, валенках и ушастых шапках. Фрида наппельбаум, маленькая поэтесса, показала мне пальцем:
- А эта вот - наша новенькая студистка, моя подруга.
- А как фамилия?
- Нина берберова.
- Да которая же? Тут и не разберешь.
- А вот она, вот, в зеленой шубке. Вот, видите, нога в желтом ботинке? Это ее нога.
Владислав Ходасевич, "Белый Коридор", 1939 г.
Фото из собрания государственного литературного музея "XX век".