Ново - михайловский дворец (дворцовая наб., 18; арх.
А. штакеншнейдер, 1857-1861. Фото автора. Картина в десюдепорте.
На фото изображена фрагмент отделки белой гостиной - одного из залов парадной анфилады дворца. В настоящий момент здесь расположен сектор археологии центральной Азии и Кавказа иимк ран. Помещение находится в состоянии незавершенной реставрации, которая проводилась в 1980-е гг. и затронула двери, лепнину, плафоны и камин. К сожалению, до сих пор не выполнена отделка стен.
Картина практически никогда не публиковалась, особенно в таком качестве.
Белая гостиная - одна из самых прекрасных интерьерных работ штакеншнейдера. Любого входящего в зал сразу охватывает ощущение легкости, беззаботной и сияющей красоты. Белая с позолотой гамма дверей, каминного зеркала, падуги и потолка переносит нас в атмосферу роскоши, свойственной эпохе рококо, "Галантного Века". Над каждой из дверей помещены десюдепорты, в которых выполнены живописные панно, где дамы и кавалеры, одетые по французской моде Xviii в., веселятся, танцуют, музицируют, катаются на лодке и т. д.
Обратимся к одному из шести десюдепортов с живописным панно. Картина в позолоченную лепную раму помещена. Ее сложный растительно - цветочный орнамент характерен для отделки эпохи рококо и является великолепной по уровню стилизации работой. Особенно характерен рокайльный картуш в верхней части лепного обрамления картины.
Сюжет картины изображает популярную в дворянской среде Xviii - XIX веков игру - жмурки. Водящему завязывали глаза, и он должен был схватить кого-то из участников игры, которые, в свою очередь, стремились увернуться. Для изображенных молодых людей игра приобретает легкий оттенок фривольности, которая характерна для галантного века.
Действие происходит в парке, который уже разбит по "Английской" моде, то есть в пейзажном стиле. Один молодой человек на каменной балюстраде сидит. Мы видим пристань или террасу в классическом стиле, сильно напоминающую гранитную террасу - пристань в гатчинском парке. Хотя, конечно, это не зарисовка с натуры, а вольно созданный пейзажный фон.
Пышны и нарядны туалеты дам. Дамы одеты по моде середины Xviii века. На них пышные юбки. Рукава платьев только до локтей, но завершены пышными кружевами. Дамы одеты для торжественного приема, нарядны и стремятся показать себя в самом выгодном свете. Но это именно праздник на открытом воздухе; поэтому присутствует дух пасторали. Такие платья любили рисовать Буше и ланкре, а в описаниях парков можно было прочитать о случайных встречах с очаровательными "Пейзанками".
К сожалению, пока не удалось разыскать автора живописных панно и плафонов. Дворец вообще недостаточно хорошо изучен, а описания довольно скупы. Отмечу только, что живопись залов дворца написана в манере, свойственной таким мастерам эпохи рококо, как Ватто, ван лоо и ланкре. К тому же понятно, что штакеншнейдер осуществлял лишь общее руководство; ему помогали другие архитекторы, живописцы, лепщики, скульпторы, мебельные мастера. По некоторым сведениям, в создании картин интерьеров могли принять участие такие выдающиеся художники, как Бруни и нефф. Кстати, на стене этой гостиной висела широко известная картина неффа "Купальщицы".
Раньше все шесть дверей были открыты (хотя пользовались преимущественно только тремя. И в наши дни в стенах дворца чувствуется дух старины и эпохи старого Петербурга.