Музей в. в. АНДРЕЕВА в Бежецке.
Музей в. Андреева был открыт на его родине в 1986 г. это событие было приурочено к 125-летию со дня рождения музыканта - просветителя.
Музейная экспозиция рассказывает о в. в. Андрееве и основных направлениях его деятельности. Первый зал бежецкому периоду жизни андреева посвящен. Здесь можно увидеть фотографии двух домов, стоявших на большой улице и принадлежавших семейству Василия Андреева, купца первой гильдии и его супруги Софьи Михайловны
. Остальные документы знакомят посетителей с детством в. Андреева, о котором он навсегда сохранил теплые и несколько грустные воспоминания. В экспозиции представлены древнерусские музыкальные инструменты: птичка - свистулька, жалейка, пастушьи рожки, на которых тоже учился играть Андреев. Особенно его заинтересовала балалайка, с которой он впервые познакомился в вышневолоцком уезде, в селе Марьино в 1883 г.
С 1880-х гг. в. Андреев свое мастерство игры на балалайке совершенствовал. Он начал задумываться над конструктивными особенностями этого инструмента и решил во что бы то ни стало усовершенствовать его. В музее можно познакомиться с фотографиями кустарных балалаек из разных российских губерний, которые собирал Андреев. Вместе с Андреевым работали такие инструментальные мастера и музыканты, как Н. привалов, Н. Фомин, с. налимов, Ф. пассербский.
В 1886 г. состоялось первое сольное выступление Андреева, в 1887 г. им был организован небольшой кружок любителей игры на балалайке. Под Петербургом в соляном городке был создан класс балалайки. Первый концерт балалаечного кружка состоялся в 1888 г. первую сольную балалайку изготовил мастер в. Иванов. А первые оркестровые балалайки создал Ф. пассербский по чертежам в. Андреева. В экспозиции представлена балалайка - дискант работы мастера. Над моделями балалаек также работали и другие умельцы, но полностью воплотить замыслы Андреева удалось лишь "Балалаечному Страдивари", с. и. налимову.
В экспозиции музея условно воссоздан интерьер мастерской налимова в Марьино, на стенах - фотографии мастера и его семьи, подлинные деки балалайки и домры с автографами налимова и Андреева, вещи из их семей.
Второй зал открывается материалами, которые посвящены созданию оркестра русских народных инструментов. Один из участников кружка балалаечников, с. Мартынов, в 1895 г. передал Андрееву инструмент, являвшийся прототипом русской домры. С. налимов создал по нему три типа домр: бас, приму и альт. В тот же год домру ввели в состав ансамбля, число музыкантов возросло до 25, кружок получил название великорусского оркестра, поскольку все инструменты относились к северной и средней полосам России. В музее можно познакомиться с уникальной коллекцией выполненных руками знаменитых мастеров инструментов.
Фотографии, программы, афиши помогают посетителям музея представить, как проходили зарубежные гастроли оркестра во Франции, Англии, Германии, США в 1900-1911 гг. в. Андреев был награжден орденами зарубежных государств, был избран почетным членом французской академии изящных искусств, в Англии в учебных заведениях было введено обучение игре на балалайке, в войсках гвардии были организованы великорусские оркестры. В 1910 г. был создан оркестр, ставший впоследствии английским королевским оркестром.
В третьем зале можно ознакомиться с многогранной деятельностью Андреева как композитора, дирижера, организатора, солиста - балалаечника, методиста, приверженца идеи возрождения русской инструментальной культуры. Андреевым было написано около 40 музыкальных произведений. Его сочинения: вальсы "Орхидея", "фавн", "балалайка" в свое время пользовались большой популярностью.
Особенный интерес в экспозиции представляет письмо Василия Андреева Льву толстому, в котором он делится с великим писателем идеями об организации в русской армии "Хоров Балалаечников" для того, чтобы солдаты пропагандировали у себя дома подлинную русскую песню по окончании службы.
В зале воссоздан интерьер гостиной квартиры в. Андреева в Петербурге. На стенах - фотографии знаменитых музыкантов, среди которых - фото Ф. Шаляпина (с ним в. Андреев дружил много лет.
Завершают экспозицию материалы, посвященные Андрееву как публицисту. Здесь можно увидеть работы биографического плана, письма в редакции газет, научные статьи о великорусском оркестре, методические исследования.