Картинный дом. Дата постройки: середина Xviii в.
Проект мастерской архитектора ф. б. растрелли.
В 1754-1761 годах это небольшое здание служило вместилищем для придворного театра, живописной коллекции, библиотеки и кабинета редкостей великого князя Петра Фёдоровича и являлось одним из ярких примеров универсального частного собрания Xviii века.
Для посетителей открыты пять залов постоянной экспозиции музея: двусветный зал, картинный зал, кабинет - библиотека и два помещения кунсткамеры.
В живописном убранстве картинного и двусветного залов представлено более 80 живописных полотен западноевропейских мастеров XVI - Xviii вв. Из фондов музея. Благодаря сохранившимся описям и схемам первоначальной шпалерной развески, составленным Якобом штелином в 1762 году, удалось выявить и вернуть на свои исторические места пять оригинальных полотен из коллекции Петра Фёдоровича.
В кунсткамере картинного дома посетители смогут познакомиться с китайским декоративно - прикладным искусством конца Xvii - Xviii веков, в том числе с подлинными предметами из коллекции Петра Фёдоровича. В собрание раритетов великого князя, наряду с естественнонаучными, минералогическими и нумизматическими коллекциями, входило значительное число китайских "Диковинок". На протяжении Xviii столетия в Европе и России не ослабевал интерес к Китаю и китайской культуре, что проявилось не только в расцвете стиля шинуазри, но и в коллекционировании произведений китайского искусства, представлявших как эстетическую, так и этнографическую ценность.
В интерьерах кабинета - библиотеки и кунсткамеры воссозданы резные шкафы и стеллажи, в которых хранилось книжное собрание великого князя, насчитывавшее более 4000 томов и охватывавшее все разделы военных, точных, естественных и гуманитарных наук. Особое место в экспозиции отведено уникальным образцам мебели, изготовленной по заказу Петра Фёдоровича для хранения коллекций минералов, фарфора и ювелирных изделий.
В восточном крыле картинного дома располагался оперный зал - первый придворный театр, устроенный великим князем Петром Фёдоровичем в ораниенбаумской резиденции и просуществовавший с 1755 по 1758 год. Для устройства оперного зала в картинном доме были приглашены лучшие итальянские театральные специалисты того времени, оформлявшие представления в императорских театрах в Петербурге: машинист Карло джибелли, художники - перспективисты и декораторы Джузеппе валериани и Антонио перезинотти. На протяжении четырех сезонов ставились итальянские оперы - сериа, комедии и кантаты на музыку Франческо арайи, придворного капельмейстера императрицы Елизаветы Петровны.
В настоящее время в пространстве реконструированного оперного зала разворачивается мультимедийное представление, посвященное истории русского театра эпохи барокко. В спектакле использованы фрагменты музыкальных произведений Франческо арайи, в том числе оперы "Цефал и Прокрис", воссозданной в 2001 году на сцене мариинского театра, а также эскизы декораций Дж. Валериани и театральных костюмов Р. - Л. боке. Peterhofmuseum.