Камерон. Мы продолжаем серию публикаций, посвященных Чарльзу камерону (1745 - 1812.
В 2020-м исполнилось 275 лет со дня рождения этого шотландского архитектора.
Почти за год до официального назначения архитектором "над Всеми Строениями в Селе Царском" Камерон продолжил начатые до него работы по отделке покоев Екатерины. Архитектор предлагал новые решения и создавал по несколько проектов для каждого интерьера.
Предназначенный для новых покоев императрицы флигель был уже построен, размеры комнат, количество окон и дверей определены. Архитектор Юрий фельтен выполнил эскизы отделки серебряного кабинета, китайского и купольного залов. Камерон включился в подготовку отделки этих покоев, внося существенные изменения в проект. В китайском зале он изменил положение дверей и устроил камин. Прежний проект купольного зала не предусматривал размещение колонн и печей, которые появились у камерона.
О первоначальном периоде деятельности архитектора современники писали так: "ему Было Позволено всё". Императрица шла на любые траты и принимала небывалые по роскоши и новизне проекты отделки. Уже к весне 1781 года работы в некоторых комнатах были окончены. 23 июня Екатерина написала в письме Гримму, что живет в них уже 9 недель и не устает ими любоваться. К сентябрю три интерьера - китайский зал, купольная гостиная и серебряный кабинет - были отделаны полностью.
В декоре китайского зала Камерон использовал китайские коромандельские чернолаковые панно с росписями, и они определили восприятие его изысканного цветового решения. Их черные рамы китайскими эмалями тонкой работы украсили. Плафон расписали китайскими фигурами и ландшафтами. Все его детали прописывали золотом. Модную китайскую тему автор интерьера интерпретировал, используя в украшении зала как подлинные предметы восточного искусства, так и изделия в стиле "Шинуазри": камин, мебель, осветительные приборы были выполнены по его проекту.
Контраст наполненному сокровищами полутемному китайскому залу составили расположенные по его сторонам очень светлые помещения - купольная столовая и серебряный кабинет. Часть декора кабинета мастера выполнили из серебряной фольги и тянутого серебра, часть - из посеребренной бронзы.
Светлая купольная столовая своим пространственным решением интересна. В центральной части прямоугольного зала архитектор устроил купол, за счет чего зал казался значительно выше своих восьми метров. Подкупольное пространство выделяли легкие деревянные колоннады, выкрашенные "Наподобие Порфиру".
Позднее Чарльз Камерон начал работу над созданием интерьеров лионского и арабескового залов. О них мы в следующей публикации расскажем.
По материалам статьи Ирины Степаненко в книге "архитекторы царского села. От растрелли до данини", 2010.
Луиджи премацци. Китайский зал в большом царскосельском дворце. Акварель. 1854.
Луиджи премацци. Серебряный кабинет в большом царскосельском дворце, 1850-е.
Купольная столовая. Фото 1930-х годов.
Из коллекции ГМЗ "Царское Село" чарльзкамерон царскоесело Tsarskoeselo.