Русский каменщик Самсон Ксенофонтович Суханов.
Russianlivesmatter.
RLM_русскаяпамять.
Несколько слов о портрете кисти Василия тропинина, на котором изображен человек, весьма похожий на библейского старца, и об удивительной судьбе героя этого портрета.
Речь идет о портрете каменщика самсона Ксенофонтовича суханова.
Суханов на фоне кирпичной кладки и колонны изображен. На нем простая одежда: крестьянская рубаха и армяк. Простота одежды только подчеркивает значительность образа. Очень тщательно выписаны натруженные руки мастера, которыми он опирается на рабочий инструмент - кирку. Лаконичны изобразительные средства живописца, подчеркивающие тяжесть труда. В сдержанной серо-коричневой гамме написана одежда. Портрет очень тщательно проработан и является произведением живописно законченным и совершенным. Тропинин создал портрет рабочего человека, строителя. Однако он стремится приблизить натуру к идеалу и создает поэтизированный, идеальный образ труженика, вечного созидателя. Лицо суханова напоминает лицо библейского старца. В молодости Василий Андреевич создал много церковных росписей, и образы библейских старцев в его творчестве встречались нередко.
Родился Самсон Ксенофонтович Суханов 27 июня по старому стилю в 1768 года в небольшой деревеньке вологодской губернии (ныне красноборского района архангельской области), в семье бедного пастуха.
В 1798 году Самсон женится на вдове с тремя детьми. Вскоре отправляется на заработки в Петербург, к брату жены, работавшему на строительстве михайловского замка. Суханов быстро осваивает профессию каменотеса и организовывает свою артель.
В 1803-1810 годах Самсон работал под руководством Андрея Никифоровича воронихина на строительстве казанского собора (отделочные работы в интерьере, установка и отделка наружной колоннады. В эти же годы отделывал гранитом набережную на стрелке васильевского острова, цоколь под колоннаду биржи, выполнил двенадцать колонн для портика горного института.
Прославился Суханов и как мастер по вырубке монолитов из камня любых размеров. Его артель создала пьедестал для памятника Минину и Пожарскому в Москве, семнадцатиметровые цельные колонны исаакиевского собора и александровскую колонну в Петербурге. Уникальным творением артели является знаменитая "Царь - Ванна" из цельного гранита, размещенная в баболовском дворце на окраине царского села.
В 1807 году Самсон Ксенофонтович вошел в купеческое сословие, а затем стал и домовладельцем. Умер Самсон Суханов в 1844 году. Журнал "Отечественные Записки" с восхищением писал: "столица наша превратится вскорости в новые Фивы; позднее потомство будет спорить, люди или исполины создавали град сей. Честь и слава Суханову! "Приятель Пушкина, Писатель Павел Петрович Свиньин был Убежден, что Только Одни"гранитовые колонны казанского собора и колоссальное подножие монумента Минина и Пожарского передадут в потомство имя Суханова". Текст подготовил работник музея Александр Погодин.