Интереснейшее место посетили мы в прошедшие выходные - дом на малой никитской, построенный Шехтелем по заказу магната рябушинского.
В этом доме провел последние годы жизни а. М. горький. Сейчас там находится музей - квартира. Особняк шедевром русского модерна является.
Фёдор Осипович Шехтель был уже состоявшимся архитектором, когда ему поступило предложение построить особняк рябушинского в Москве. К началу двадцатого века он успел поучаствовать во всемирной выставке в Париже, спроектировать ярославский вокзал и выполнить много частных заказов по всей столице.
Работы начались в 1900 году. Для строительства дома рябушинский выбрал участок на малой никитской улице - вернее, его западную часть. На восточной разместились служебные помещения: прачечная, дворницкая, кладовая и конюшня. Рябушинский хотел разместить здание в глубине участка, поэтому Шехтель вывел на улицу только массивное крыльцо особняка. Пространство между фасадом и оградой автор проекта засадил деревьями.
В 1903-м проект был сдан заказчику, который вскоре заселился туда с семьёй.
Композиция здания свободна и ассиметрична - нет ни одного повторяющегося фасада, и даже окна различаются друг от друга по форме. Природные мотивы пронизывают весь экстерьер: в глаза сразу бросаются мозаичный фриз с орхидеями, оконные рамы в виде лепестков и ограда, напоминающая волны или листья причудливого растения. Её задача - не столько оградить, сколько привлечь взгляд. В том случае, если присмотреться, можно увидеть, что спирали на решётках балконов завиваются в виде совиных глаз. А в мозаике есть вкрапления золотистой смальты, которые мерцают в солнечную погоду.
Шехтель превратил интерьеры особняка в целую экосистему; в этом ему помог не нуждающийся в представлении Михаил Врубель. Первый этаж стилизован под подводный мир: дверные ручки выполнены в виде морских коньков, паркет напоминает чешую или морские волны, а лепнина на потолке отсылает к заросшим водоёмам. Здесь располагались гостиная, столовая и курительная комната - настолько большая, что её прозвали "Мужской Гостиной". А поднявшись на второй этаж, мы выныриваем из-под воды и оказываемся в мире земном, где находились жилые комнаты и спальни рябушинских.
Эти два уровня особняка соединяет между собой главный элемент внутреннего декора - парадная лестница из серо-зелёного мрамора. Её перила как будто выполнены из плавящегося воска, который вот-вот потеряет форму и растечётся по всему дому. Венец композиции - огромный светильник - медуза, который при взгляде сверху превращается в черепаху.
В здании есть секретный третий этаж. Его нельзя увидеть снаружи - Шехтель хитро спрятал это пространство декором и большими окнами. Там рябушинский укрыл от посторонних глаз старообрядческую молельню, существование которой прямо противоречило законам того времени. Интерьер молебной вторит византийским храмам - там даже есть широкий купол с окулюсом, круглым проёмом, напоминающим о пантеоне. Как и все остальные элементы оформления, роспись этой комнаты продумывал Шехтель.
На втором этаже рябушинский обустроил мастерскую по реставрации икон, снаряжённую новейшим на тот момент оборудованием.
По всему дому можно найти многоцветные витражи разных размеров.
Во времена рябушинского особняк был обставлен мебелью по эскизам Шехтеля, большую часть которой заменили после революции.
После октября 1917-го рябушинские спешно эмигрировали в Италию, а особняк перешёл в распоряжение московских властей. Здесь размещались наркомат иностранных дел, а в 1919-м - госиздат. Уже через два года в нём под эгидой русского психоаналитического общества работал Александр Лурия, а на втором этаже открыли экспериментальный детский сад с задачей вырастить "Новых Людей" социалистического склада. В 1925 году особняке рябушинского разместилось только что образованное всесоюзное общество культурной связи с заграницей (вокс.
Максим горький заселился в особняк вместе со своей семьёй в 1931 году. Писатель этот дом сразу после его появления невзлюбил. Он ценил простоту и лаконичность, а творение Шехтеля не отличалось ни тем, ни другим.
Однако Сталин Максима горького именно в этот особняк определил.
Особняк горького в Москве стал центром взаимодействия между новой властью и писателями. Здесь большевики встречались с Маршаком, Шолоховым, Чуковским, пришвиным и другими литераторами той эпохи.
Но при максиме горьком жизнь в доме кипела не только во время политических заседаний - это место стало писательским клубом, через который проходило огромное количество гостей.
Во время войны в служебных постройках на территории особняка обустроили квартиры. В самом доме после смерти Максима горького в 1936 году осталась жить надежда Пешкова, вдова его сына. Именно благодаря её стараниям здание приобрело статус музея тридцатью годами позже - в 1965-м.
Сейчас в доме горького на малой никитской сохраняется подлинная обстановка времён горького и бережно хранятся его личные вещи. Осталась нетронутой личная библиотека писателя, которая насчитывает около двенадцати тысяч книг. А ещё в музее можно найти огромную коллекцию нэцкэ и окимоно - японских резных фигурок, которых горьких за всю жизнь собрал более двухсот экземпляров.