Интерьер в "Мертвых Душах" является средством характеристики помещиков:
Манилов нехозяйственен, непрактичен: мебель обтянута дорогой щегольской материей, которой на два кресла не хватило, и уже несколько лет они обтянуты дешевой рогожей. В доме все время.
Чего-то недоставало, в некоторых комнатах мебели не было совсем.
Коробочка зациклена на вещах и накопительстве: "за Всяким Зеркалом Заложены Были или Письмо, или Старая Колода Карт, или Чулок". Глупость, поверхностность помещицы подчеркивают "Картины с Какими-то Птицами" (птицы символизируют глупость).
У лживого ноздрева на турецких кинжалах "по Ошибке" было вырезано "мастер Савелий сибиряков". В кабинете нет книг и бумаг, лишь сабли и два ружья (помещик скандален, агрессивен. Играющая после того как её перестали крутить дудка в шарманке отражает неугомонность ноздрева.
У крупного, крепкого, физически сильного собакевича на картинах "всё Были Молодцы, всё Греческие Полководцы", гравированные во весь рост (автор поясняет: здоровый и крепкий собакевич хочет, чтобы его комнату тоже украшали люди здоровые и крепкие. Вся мебель была самого "Тяжелого и Беспокойного Свойства", ореховое бюро сравнивается с медведем. Интерьер показывает, что в помещике нет тонкости, чуткости, душевности.
Плюшкин, некогда рачительный хозяин, после смерти жены превратился в чрезвычайно скупого, мелочного человека. Его комната захламлена: стоящий на столе сломанный стул, часы с.
Остановившимся маятником (символ остановившегося для плюшкина времени), паутина, куча исписанных бумажек, высохший лимон не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, кусочек тряпки, два испачканных чернилами пера, совершенно пожелтевшая зубочистка и т. д.