Имение "Форос" (7).
Александр Григорьевич кузнецов, заболев туберкулезом в возрасте тридцати лет, по совету врачей приобрел участок земли близ селения форос. Свое состояние, о котором ходили легенды, он унаследовал от деда по матери а. с. Губкина.
В "Формулярном Списке", составленном 26 октября 1889 года, указано, что а. Г. кузнецов из-за болезни не окончил санкт-петербургское коммерческое училище, что он православный и холост, что родовых имений у него нет, а благоприобретенных было много: в Москве и московском уезде, курской губернии и в Крыму имение "форос" в 240 десятин. Кузнецов был удачливым промышленником, славился активной общественной и попечительской деятельностью.
Слабое здоровье заставило Кузнецова обосноваться именно в форосе. Не думая о том, что жить, возможно, осталось совсем недолго, что у него нет наследников, которые продолжили бы дело, он с энтузиазмом принимается за переустройство имения.
Кузнецов одним из первых на побережье провел электричество, телефон и телеграф. Его форосские вина из винограда, собранного на собственных виноградниках, выдерживались по лучшим технологиям и имели высокую репутацию.
В парке привлекал внимание роскошный особняк из тёмно-серого известняка, построенный в 1889 году по проекту архитектора биллинга. Здание в стиле русского классицизма построено. Вход в дворцовый корпус украшали мраморные вазы. Южную часть здания, опоясанную террасой, а также крышу дворца венчают чугунные вазы демидовских металлургов. Они же изготовили и ажурное чугунное литье крыльца на северном фасаде.
В оформлении интерьера здания принимал участие известный в то время художник - пейзажист, профессор академии художеств Юлий Юлиевич клевер. Второй этаж особняка украшают выполненные им 15 настенных панно - романтических пейзажей, сюжеты которых не связаны с форосом. На одном из них можно узнать уголок дореволюционной одессы. Полотна выполнены специально для кузнецовского особняка, привезены сюда уже готовыми и наклеены на стены в специальные ниши. Это и сохранило холсты с пейзажами до наших времен - их просто нельзя снять. В книге на цветных страницах можно увидеть некоторые из этих романтических пейзажей. Украшением кузнецовского дворца становятся великолепные камины и золотистый паркет итальянских мастеров.
В 1892 году в имении Кузнецова побывал доктор Ф. Д. Вебер, один из старейших членов "Горного Клуба", первый организатор экскурсионного дела в Ялте. По результатам этого визита он сделал доклад, который представляет большой интерес и является ещё одной страницей в истории фороса:
"Форос. 10 июня 1892 г.
Форос имеет так же историческое прошлое, как и ласпи, хотя - бы и не в такой степени, потому что не имеется такой обширной и глубокой бухты, но все-таки самое имя означает рынок, значит, здесь когда-то было торговое место. В настоящее время это - дрянная деревушка из нескольких саклей не представляет ничего особенного, и точно также, как ласпи, так и здесь остатки древних построек покрыты дёрном и дикими кустарниками. Есть вблизи, как говорят, какие-то пещеры и археологические остатки, но в несколько случайных и кратковременных посещений мне не удалось с ними познакомиться.
Зато московский богач кузнецов, благодаря своим миллионам и стремлению тратить их со вкусом, своими архитектоническими и прочими созданиями строит себе грандиозные памятники, создав в форосе какое-то сказочное царство в течение 6-7 лет. В 1885 году, когда я первый раз посетил эту местность, она была дикая, голая, навален был лишь строительный материал на вершине скалы форос и в долине, кажется, положен был фундамент здания. Воды я видел мало, из одного тощего фонтана струилась лениво вода, так что чаны местных рабочих пополнялись лишь медленно.
Скудность растительности в то время бросалась тем резче в глаза, что в соседнем имении "Тессели" раевского красовался прекрасный парк, с богатыми источниками, к сожалению, запущенный, точно как и самый господский дом. Но вода в фонтанах была прекрасна и текла богатою струёю. В форосе поражала зрителя лишь могучая, дикая, скалистая природа. Теперь - же всё изменилось. Вершина скалы украшена великолепным храмом, который выстроен на самом краю утёса, близ байдарских ворот. Отсюда до форосской долины ведёт дивная шоссейная дорога длиною 7 вёрст, устроенная нашим сочленом с. и. Руденко. Одна эта дорога составляет достопримечательность южного берега, потому что по ней может спускаться совершенно свободно экипаж, запряжённый в четвёрку, несмотря на крутой обрыв, который, по-видимому, был - бы удобен для устройства какой-нибудь верхней тропы. Сначала ведёт она по скалистой местности, потом мимо хозяйственных построек и, наконец, через великолепный парк к жилому дому.
Когда посмотреть на этот парк, то трудно поверить, что он создан в течении 6-7 лет. Здесь мы имеем целую систему озёр с фонтанами, водопроводами, маленькими каскадами, устроены гроты из сталактита и дикого камня, каждое озеро украшено своеобразно флорою: одно из них окружено группою пальм и тропических памятников, другие гигантскими агавами, растительность итальянской Ривьеры, даже молодая группа араукарий украшает одно из них.
Всё, что только имелось в садах Ю. б. к., все бесчисленные виды природной и культурной растительности имеет здесь представительниц, но не только флора южного берега, но и всё, что возможно здесь акклиматизировать из чужестранных растений, мы здесь встречаем. Но самое замечательное в парке Кузнецова не огромное количество разнообразных растений, но то, что они распределены и группированы с таким вкусом, который возможно лишь художнику первого класса. Старик садовник Энко, который заведует парком, и был нашим проводником в этом сказочном царстве, большой мастер своего дела. Но мы подозреваем, что создатель величественного целого был не просто ботаник - садовник, но и художник. Пребывание профессора клевера даёт нам право подозревать это. Что касается господского дома или дворца и всех строений, то они случайно резко отличаются от фантастической аранжировки сада и отстают далеко от алуштинской жемчужины.
Это прекрасный господский дом, белые стены которого выдаются от окружающей зелени, нет никаких причудливых башен, ажурных балконов, колоннад, которые бы напоминали, что мы находимся на классической почве, зато, войдя в этот дом, посетитель будет очарован прекрасными картинами на стенах жилых комнат. Главным образом галереею проф. Клевера. Эта галерея, помещающаяся во втором этаже, к сожалению, недостаточно освещена, чтобы при дневном свете можно было вполне насладиться произведениями кисти этого мастера.
Впрочем, все эти картины могут иметь большое значение для знатока, тогда как картины, которые представляются взору зрителя, когда он вступит на балкон дворца, с разных сторон поражают своей величественностью и красотою каждого простого человека, которому чуждо чутьё художника.
В особенности поразителен вид с западного балкона на мыс форос и выдающийся шпиль мыса Айя, с южного балкона на чёрное море и с северного балкона, откуда расстилается вид на чудный парк, на заднем фоне которого возвышается величественно скала форос с храмом.
К сожалению, наша последняя прогулка в форос не могла быть названа благополучной, потому что нам пришлось пробыть в этом чудном месте не более 1 1/2 часов и потому, что заявление г. председателя ялтинского отделения крымского горного клуба прибыло слишком поздно. То обстоятельство, что в форосе почта получается лишь 2 раза в неделю, не доставило письмо вовремя нашему сочлену, управляющему фороса.
Благодаря этому обстоятельству наших спутников даже не пустили в господский дом и отказали даже в подаче самовара, с трудом можно было получить глоток тепловатой водицы для питья в какой-то кухне экономки. После того, как две лодки с экскурсантами отплыли уэ/се к пароходу "Нина", нагнал нас управляющий фороса г. шубенко и пригласил осмотреть дом, что было сделано поспешно, т. к. капитан "Нины" беспрерывно свистками убедительно приглашал нас возвратиться, дабы не опоздать до наступления ночи и попасть благополучно домой.
Доктор ф. д. Вебер".
За устройством парка, строительством особняка и церкви наблюдал сам хозяин, и, надо отдать ему должное, кузнецов отличался отменным вкусом. Александр Григорьевич любил крымское имение и поэтому назвал "Форосом" свою знаменитую яхту, которая по величине и великолепию считалась второй среди частных яхт в мире. "Форос" воды черного и средиземного морей бороздил. На его борту побывало много именитых гостей, в том числе и английский король Эдуард VII.