И в целой вселенной нет ничего, что бы сравнилось.
С великолепным дворцом кардинала.
Весь город рядом с этим строительством.
Кажется ветхой руиной, чудесным образом преображенной.
И нам кажется, глядя на это великолепие, что все его жители - боги или короли.
Корнель. Ментор (1644).
Париж, как и следовало ожидать, праздновал рождение дофина, и особняк кардинала также был украшен декором и иллюминацией. Воспользуемся этим поводом, чтобы познакомиться со знаменитым зданием, задуманным в 1624 году и находящимся в строительных лесах с 1627 года вплоть до смерти своего хозяина; тогда его называли "Особняк Ришелье", теперь гордо именуют "Пале - кардиналь" - дворец кардинала. Он высится к северу от лувра, и его роскошный сад простирается до самых крепостных стен. У ришелье были там скромные апартаменты из трех комнат, окруженные сотней чудес, поскольку "Великолепному Обрамлению" дворца не уступали "великолепные интерьеры" (зал стражи, две галереи, зал для спектаклей 133, часовня с изысканным декором, настоящее скопление произведений искусства.
Современный пале-рояль, в котором хватает и других прелестей, едва ли позволяет увидеть Пале - кардиналь, составляющий его основу. Но достаточно представить современное здание в виде буквы "Н", основанием которой будет площадь пале-рояль, а левая вертикальная планка выходит на улицу ришелье. Это огромное "Н" требовало кропотливого исполнения, чтобы покупать, сносить, реконструировать, чтобы украсить и расширить здания и парк. В период между 1640 годом и смертью ришелье (декабрь 1642 г. ) на северо-западе будет пристроен зал для спектаклей 134, а на Востоке - большая библиотека.
Главным архитектором всего творения в целом называют Жака Ле мерсье, "Лучшего и Самого Известного Архитектора Своего Времени" (Г. соваль), также занимавшегося новой сорбонной и ее церковью, завершением квадратного двора в лувре и такого же в Валь - де - грасе. Но этот архитектор, опять-таки по свидетельству соваля, отказался от авторства Пале - кардиналь, заявив, что "Единственным Архитектором" дворца был сам ришелье.
Две галереи, расположенные в западном крыле (левая стойка буквы "Н"), более всего способствуют славе кардинальского дворца. Первая имеет своей целью тактичное прославление его высокопреосвященства. Мы видим здесь не портреты прелата или министра, а символические полотна. Филипп шампен, например, написал "Гения", "проницательность", "Аполлона" (символ меценатства), "всенародное счастье". Тем хуже для тех, кто не понимает точного смысла этих льстивых произведений. Другая галерея - на северо-востоке - поражает и очаровывает: ее называют галереей знаменитых людей. Эти персонажи, написанные Симоном вуэ и Филиппом шампеном, сопровождаются каждый "Двумя Бюстами Белого Мрамора … и Множеством Маленьких Картин" (пиганьоль де ляфорс), прославляющих их деяния.
Знаменитых людей двадцать пять: три женщины (орлеанская дева, королева - мать и Анна австрийская) и двадцать два мужчины. Королевский дом занимает пять позиций (Генрих IV и его супруга, Людовик Xiii, месье и Анна австрийская. Здесь же находятся шестнадцать знаменитых воинов, например, дюгесклен, Гастон де фуа, баярд, монлюк, ледигьер, и только четыре политика - сюже, кардинал д'амбуаз, кардинал лотарингский и … его высокопреосвященство собственной персоной, скромно ) помещенный среди этого знатного собрания. У вуэ лучшим признан портрет Гоше де шатильона, а у Филиппа шампена - Гастона де фуа.
Пале - кардиналь в целом очень выразителен. Он демонстрирует заботу о том, как устроить здесь короля. Об этом же свидетельствует присутствие королевской семьи среди прочих "Знаменитостей". Не секрет, что кардинал передал свой ансамбль его величеству в июне 1636 года. Однако дворец также является свидетельством кардинальской гордыни и тщеславия, о чем говорит надпись над входом "Дворец Кардинала" и подтверждает галерея символов.
То тут, то там видишь проявления обретенного богатства. Редкие предметы, нагроможденные в часовне, не имеют никакой связи с евангелической набожностью. Берюль осуждал "Роскошь Мебели и Предметов Культа, Изготовленных из Золота и Инкрустированных Рубинами и Алмазами" (откер. В самом ли деле ришелье нуждался в пятидесяти четырех дюжинах серебряных и позолоченных блюд?
Тем не менее это произведение барокко одного из основателей классицизма дает несколько дополнительных черт к портрету великого персонажа. Он настойчив: строит и украшает не только дворец, но и обновляет целый квартал. Он ведет себя как меценат, отчасти для того, чтобы скрыть нелюбовь короля к изящным искусствам. Его парк питает Париж воздухом и украшает его. Его театр - в нем только 600 мест - открыт тому, кто принимается при дворе и в городе.
И, наконец, дворец кардинала демонстрирует личный вкус его создателя, вкус, который напоминает нам о его отношении к искусству.
133 где в 1637 году был показан "Сид".
134 он будет торжественно открыт в 1641 году представлением трагедии "Мириам".
Ф. блюш "Ришелье" блюш_биография_ришелье_Пале_кардиналь_Пале_рояль.