Екатерининский дворец. Г. Пушкин.
В 1717 году началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием "Каменных Палат" Екатерины I. в августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого "палили из 13 пушек трижды". На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала Xviii века небольшое двухэтажное сооружение.
В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 - начале 1743 года, решено было расширить здание. С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер - архитектор императорского двора Ф. растрелли. 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.
Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и "Живописностью" декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Дворцовые фасады растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора и. - Ф. дункера (1718-1795. Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, - купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами - циркумференциями.
Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. камерону (1743-1812. Созданные им интерьеры - арабесковая и лионская гостиные, китайский зал, купольная столовая, серебряный кабинет, синий кабинет (табакерка) и опочивальня - отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы великой отечественной войны и до сих пор не восстановлены.