"Дюна". Дэвид линч.
"Дюна" - фантастический фильм режиссёра Дэвида линча по мотивам одноимённого романа Фрэнка Герберта, вышедший в 1984 году. Кроме новичка кайла маклахлена, сыгравшего главную роль пола атрейдеса, в картине было занято много знаменитостей: стинг, Патрик Стюарт, Дин Стоквелл, Макс фон сюдов, Шон Янг, Сильвана мангано, Юрген прохнов и другие.
Фильм провалился в прокате, собрав в США всего 27 миллионов долларов при бюджете в 42 миллиона. Картина не была принята большинством поклонников творчества Фрэнка Герберта, посчитавших, что линч слишком вольно обошёлся с сюжетом книги. Сам режиссёр объясняет его неуспех тем, что окончательная версия фильма была подготовлена без его участия.
Во вселенной далёкого будущего (10190-е годы по собственному исчислению, 21390-е годы в переводе на земное) путешествия в космосе возможны только благодаря гильдии навигаторов. Употребляя особое вещество - меланжевый Спайс (в некоторых переводах "Снадобье" или "пряность" или "соль"), навигаторы приобретали возможность предвидеть будущее и вести корабли через свёрнутое пространство. Спайс добывается только в одном месте вселенной - на пустынной планете арракис (также ещё ракис или дюна. Таким образом тот, кто владеет арракисом, имеет реальную власть над всей галактической империей.
Падишах - император вселенной людей шаддам IV коррино передаёт концессию на добычу Спайса на арракисе от жестокого дома харконненов более миролюбивым атрейдесам (в некоторых переводах атрийдесы. Тем самым император надеется стравить оба дома в борьбе за власть и ослабить дом атрейдесов, поскольку дом атрейдес в своем могуществе практически соответствовал дому коррино. После нападения войск харконненов на дом атрейдесов погибают почти все его члены, в живых остаётся сын герцога пол атрейдес, его мать и несколько второстепенных персонажей (гурни (в некоторых переводах турни) халлек и суфир хават. Пол герцогом дома атрейдес становится. Он и его мать присоединяются к Фрименам (Fremen), жителям пустыни. Пол берет племенное имя муад'диб и добивается большого влияния среди Фрименов. Фримены начинают почитать молодого герцога как мессию, согласно пророчеству посланного, чтобы спасти их.
Постигнув мудрость народа пустыни и создав из них могучую армию, муад'диб совершает переворот и уничтожает дом харконненов и захватывает контроль над арракисом.
Различия с книгой.
Фильм многим отличается от романа, в особенности в трактовке "Пути Бене Гессерит". "Бене Гессерит" - одна из школ человечества, обучающая только женщин. Сёстры Бене гессерит обучаются многим сверхспособностям человека с детства. Их тренируют по технике сверхформы боевых искусств, позволяющей людям контролировать поступки и мысли противника и двигаться с молниеносной скоростью (точное название - "Тренировка Прана - Бинду"), учат самоконтролю своего сознания, неким магическим способностям, таким как "голос" (используя "голос", последовательница Бене гессерит может дать любое указание, которое будет беспрекословно исполнено слушателем. Главной целью "Бене Гессерит" является "генетическая программа" (с помощью интриг и задуманных спариваний создать "квисатц хадераха" - сверхчеловека (это будет только мужчина), способного заглядывать в прошлое и будущее, "быть в любой момент в любом месте".
В фильме боевое искусство было заменено звуковым оружием, которое преобразует определённые голосовые модуляции стреляющего в разрушительный удар. Возможно, причиной этой замены было нежелание продюсеров делать "ещё Один Фильм о Кунг - фу"; также модули позволили создателям работать со спецэффектами. В романе имя пола является молитвой смерти; Фримены кричат "муад'диб! " Перед тем, как убить врага. В фильме имя случайно оказывается одной из сильнейших голосовых модуляций: один из Фрименов во время тренировки с модулями окликает пола "муад'диб! ", После Чего его Модуль Разрушает Кусок Скалы, а Пол Говорит про Себя:"моё имя - убийственное слово", - видя в этом одно из предзнаменований. Фильм наделяет членов школы Бене гессерит телепатией, в то время как книга лишь упоминает их сверхчеловеческое восприятие.
Некоторые визуальные и эстетические вольности, допущенные создателями фильма, не имеют корней в романе. Например, преподобные матери бреют свои головы наголо, а ментаты имеют кустистые брови. Орнитоптеры не имеют крыльев и летают, используя более "Современные" методы, а цвет арракисского неба был изменён с серебристого на оранжевый.
Пол и фейд - раута старше, чем описывается в книге. В фильме также не упоминается причина их обоюдной ненависти. Также их кульминационная дуэль в значимости и длительности уменьшена.
Некоторые персонажи полностью удалены из фильма, например граф хазимир фенринг, его жена Марго и некоторые другие второстепенные персонажи. Сцены гибели суфира хавата, барона Владимира харконнена и зверя раббана были изменены или удалены. Место гибели Дункана айдахо изменено. В романе он был убит в пещере, защищая пола и Джессику атрейдес. В фильме его убивают возле пещеры, когда Джессика и пол улетают на орнитоптере. Разговора императора с навигатором третьей ступени в книге нет.
В фильме нет и намека на свадьбу с дочерью императора.
Финальной фразой книги является изречение Джессики, адресованное наложнице пола чани кинес: "Мы, Которые Зовёмся Наложницами, - Войдём в Историю как Истинные Жены" (о свадьбе и отказе пола разделить ложе с дочерью императора ирулан, которая, тем не менее, обрела официальный статус императрицы. В фильме последней фразой является произнесённое алией после того, как на арракисе начинается дождь: "вы спрашиваете, как это возможно? Ибо он - воистину квисатц Хадерах! Фильм дюна задумывался Дино де лаурентисом как ответ на "Звёздные Войны" Джорджа Лукаса. До дюны дэвида линча существовал проект режиссёра Алехандро ходоровского. Бюджет фильма составил 45 миллионов долларов, что для 1983 года придавало ему статус блокбастера. Однако фильм провалился в прокате - он собрал чуть больше 27 миллионов долларов.
В финале фильма, не имеющем ничего общего с книгой, пол переносит часть воды каладана на аракис и там идёт дождь. Однако вода смертельно губительна для песчаных червей аракиса - выделения умирающего червя в смеси с водой как раз и дают ту самую "Воду Жизни", которую выпили Джессика и сам пол, ставший первым мужчиной, пившим "воду жизни" и выжившим. В полной версии фильма показан процесс производства "Воды Жизни" из молодого червя. Таким образом, дождь на аракисе - это не только символ новой надежды для фременов, но и смерть червям, конец выработке Спайса, и, как следствие, конец эры межзвёздных перелётов.
Для съёмок фильма требовалось найти подходящую пустыню. Были рассмотрены самые разные варианты - от Австралии до северной Африки, но в итоге выбор пал на пустыню самалаюка рядом с городом хуарес в Мексике. Первоначально мексиканская пустыня мало напоминала арракис - на местности было много камней, сухих кустов и мусора, исключавшего всякое сходство с планетой дюна. Бригада из местных рабочих два месяца расчищала площадку для съёмок.
В павильоне на мексиканской студии чурубуско были созданы основные модели для фильма: скалы размером 5 на 2, 5 метра, корабль атрейдесов, фрегат харконненов (11 метров в ширину, с полноразмерной дверью для высадки десанта) и наконец, самый большой корабль - хайлайнер космической гильдии, воссозданный вместе с интерьером посадочной площадки. Арракинский дворец не что иное, как задекорированная стоянка для автомобилей стадиона ацтека.
Съёмки фильма шли с 5 утра и максимум до 10 часов дня - позже снимать было нельзя из-за страшной жары. Во время павильонных съёмок использовалось очень мощное освещение - около миллиона ватт, чтобы более достоверно воссоздать поверхность планеты арракис. Одна из ламп освещения взорвалась, и Юрген прохнов получил ожоги лица первой и второй степени. Следы ожогов до сих пор видны на его щеках (по другой версии, он получил ожоги во время съёмок сцены из видения пола, в котором лицо его отца прогорает изнутри - по замыслу специалистов по визуальным эффектам пиротехнические заряды должны были расплавить латексную маску, надетую на прохнова и повторяющую его внешность, однако что-то пошло не так.
Корабль атрейдесов - крупномасштабная модель из крашеного дерева и латекса. Модели комбайнов для добычи Спайса создавались в прямом соответствии с книгой. Движение комбайнов по песку снималось на высокоскоростную камеру, чтобы подчеркнуть их неторопливость, неповоротливость и огромные размеры.
Арракинский дворец и замок на Каладане - также макеты. Для арракинского дворца была сделана городская стена 12 метров по периметру, возле которой на песке располагались около 4000 миниатюрных (от 2, 6 до 6, 5 сантиметров в высоту) кукол фременов 5 . они приводились в движение лентой, спрятанной в песке, и даже шевелили ногами. В самой стене была заложена взрывчатка вперемешку с мелкими камнями и грязью - для съёмок пожара и взрывов. Для замка на каладане был построен бассейн площадью 400 квадратных метров, оснащённый устройством, которое создавало волны высотой 4, 5 метра. Сам замок стоял на скале высотой 8 метров.
Песчаные черви были сделаны из резины и достигали в длину от 2 до 7 метров, сама идея трёхлепестковой пасти Шаи - хулуда принадлежит дизайнерам фильма. В романе Фрэнка Герберта нигде не указывалось, что челюсти этого чудовища устроены именно таким образом. Однако с тех пор подобная концепция прижилась.
Музыкальный инструмент "Балисет" на самом деле представлял собой Chapman Stick, электрогитару, созданную в 1970-х годах эмметтом чепменом, который и исполняет на нём музыку в фильме (эта сцена не вошла в основную версию фильма. Arttraffic_Cinema.