Дворец княгини палей.
Здание, напоминающее своей архитектурой богатый усадебный дом в формах русского классицизма, расположено в глубине сада на советском переулке в Пушкине.
Ворота в ограде, скрывающей главный фасад, некогда включали вензель с короной великого князя Павла Александровича, последние годы жизни которого были тесно связаны с историей этого дома. Младший сын императора Александра второго, он родился в царском селе
. Его готовили к военной карьере, однако слабое здоровье и превратности судьбы стали этому помехой. После счастливого, но кратковременного брака с греческой принцессой Александрой, великий князь в 1891 году остался вдовцом с двумя детьми. В 1902 году Павел Александрович бежал в Италию с Ольгой Валериановной пистолькорс (урождённой карнович), с которой обвенчался в греческой церкви Ливорно. Его поступок не мог не вызвать бурного негодования императорской семьи. Правда, впоследствии Николай второй оказал Ольге Валериановне содействие в получении ею баварского графского титула гогенфельзен и - в 1904 году - формально признал неравный брак своего дяди.
В 1908 году Павел Александрович с женой и детьми смог вернуться в Россию. Его супруга получила разрешение поселиться в царском селе, поблизости от резиденции великого князя Владимира Александровича. Однако законным брак стал лишь в 1915 году; тогда же жена Павла Александровича и их дети получили российский княжеский титул и фамилию палей. Об этом впоследствии написал э. Ф. голлербах: "Милостиво Прощённый"августейшим племянником", вернулся в Россию Павел Александрович с гр. Гогенфельзен, и домовитая эта дама принялась устраивать в царском богатое своё жилище. В этом "Луисез \u2018 е" вырос прехорошенький мальчик, писавший неважные, но задушевные стихи, изящный мальчик, впоследствии погибший".
В 1910 году Ольга Валериановна приобрела у наследников сенатора а. а. половцова дом со службами и садом на пашковом переулке (нынешний советский переулок. Первым владельцем этой усадьбы, основанной в 1820-е годы между дорогой на Москву, берегом пятого нижнего пруда екатерининского парка и территорией ассигнационной фабрики, был статский советник и. Д. Чертков, при котором выстроили дом и заложили сад. В 1839 году участок перешёл к вдове генерал-лейтенанта Пашковой, а в 1868-1910 годах владельцами являлись Н. М. половцова и её наследники.
Ветхий старый дом разобрали и на его месте по утверждённому 4 октября 1911 года министерством императорского двора проекту архитектора к. к. Шмидта построили ныне существующее здание. На главном фасаде предполагалось поместить великокняжеский герб Павла Александровича, однако этому воспротивился государь, поскольку домовладение официально принадлежало графине.
Строительством, которое велось в 1911-1912 годах, руководило управление делами Павла Александровича. Примечательно, что работы по постройке выполняли французские и бельгийские рабочие, а все материалы, включая обшивку стен и фурнитуру дверей и окон, были привезены из-за границы. В оборудовании усадьбы, предназначавшейся для постоянного проживания, использовались все новшества для устройства удобного жилища. Здесь были даже водопровод и автономная электростанция. В 1914 году - за несколько месяцев до начала первой мировой войны - состоялось новоселье.
Облику нового дома был присущ музейно - реставрационный характер: его владельцы стремились в соответствии с современной модой воспроизвести стиль малого трианона в Версале, дворцов богарне и компьена. Для творчества к. к. Шмидта, яркого мастера новейших течений - кирпичного стиля, модерна и конструктивизма, - обращение к архитектуре классицизма было необычно и свидетельствовало о широте его творческого диапазона. Построенный зодчим дворец представлял собой хрестоматию стилей - от эпохи Людовика XIV до ампира. При этом неоклассические фасады отчасти напоминали парижский особняк великого князя Павла Александровича в Boulogne - sur - Seine. Большая часть мебели парадных комнат первого этажа была исполнена парижской фирмой буланже в подражание историческим подлинникам, в люстрах и бра работы фирмы делиля воспроизводились светильники Версаля. В превосходных коллекциях гогенфельзен - палей в полноте было представлено французское прикладное искусство периода расцвета, имелось также много предметов искусства русской работы. В ансамбль парадных интерьеров были включены размещённые в специальных шкафах и витринах коллекции фарфора и хрусталя старинной работы, шпалеры и живопись, декоративные панно, скульптура.
В 1918 году, после национализации дворца, в парадных залах первого этажа была открыта музейная экспозиция. Первые экскурсии, устраивавшиеся два раза в неделю, проводила сама хозяйка, Ольга Валериановна. Жилые помещения во 2-м и 3-м этажах в те годы занимал склад музейного фонда, где были сосредоточены царскосельские коллекции в. П. кочубея, вавельберга, остен - сакена, стебок - фермора, куриса, ридгер - Беляева, Мальцева, Серебряковой и др. Впоследствии музей закрыли, некоторые коллекции возвратили прежним владельцам, часть вещей поступила в музеи, но многие были и распроданы.
Царскосельское собрание палей распределили по государственным музеям, некоторые предметы, однако, продали коллекционеру вейсу из Лондона. Княгине Ольге Валериановне палей, муж которой и сын Владимир были расстреляны, удалось бежать. Она поселилась в Париже и вскоре возбудила судебный иск против лондонского собирателя предметов искусства. Процесс, освещавшийся в 1926 году в печати, получил название "Палей - Вейс". В качестве представителя советской России на заседании лондонского суда присутствовал архитектор в. и. Яковлев, с 1918 года - учёный хранитель, а затем заведующий дворцами - музеями детского села. В связи с его показаниями, в которых имели место и компетентность, и обширная эрудиция, и детальное знание предметов, лондонский суд признал законность сделки и оставил иск княгини без удовлетворения.
После закрытия музея во дворце палей находился дом партийного просвещения им. С. м. кирова. В первые годы после окончания великой отечественной войны дворец использовался под госпиталь, а в начале 1950-х годов был передан военно-морскому ведомству для военно-строительного училища (ныне - высший инженерно-строительный университет) и перестроен. Мансарда, придававшая ему сходство с французским великокняжеским особняком, была превращена в третий этаж. Появление портика с треугольным фронтоном, вознесённого на аркаде первого этажа вместо прежней лоджии и балкона, сообщило облику фасада черты, присущие архитектуре петербургского классицизма. Этому способствовало также и уничтожение лепного декора. В результате перестройки дворец палей перестал напоминать французский отель в стиле Людовика XVI и стал походить на традиционную русскую усадьбу.
После расформирования высшего инженерно-строительного института дворец стоял бесхозным несколько лет и в январе 2013 года он передан на праве оперативного управления фгбу "научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Турнера".