Десять самых необычных зданий столицы.
Places@msc. Russia.
Архитектурное своеобразие москвы формировалось на протяжении всей ее многовековой истории. Не секрет, что многие шедевры столичных зодчих канули в лету в вихрях войн, пожаров и смут прошедших веков. Но даже то, что досталось нам в наследство, поражает воображение самых искушенных ценителей архитектурного искусства.
1. петровский путевой дворец.
Этот шедевр русского зодчества Xviii века, расположенный на ленинградский проспекте недалеко от станции метро "Динамо", как и все сооружения, каким-либо образом связанные с престолом российских императоров, имеет богатую и нетривиальную историю. Построенный в 1796 году по указу Екатерины II в честь победы в русско - турецкой войне 1768-1774 годов по проекту архитектора Матвея Казакова, дворец стал образцом русской неоготики в архитектуре.
Задумывался петровский путевой дворец изначально как резиденция русских царей, в которой они останавливались после долгой дороги из Санкт-петербурга в Москву. С 1797 года, когда здесь гостил император Павел I перед своей коронацией, дворец стал прибежищем всех российских государей перед их венчанием на царство.
Известен факт, что, когда императрица Екатерина II первый раз остановилась в своей резиденции, а это произошло в 1787 году, она отпустила охранявших ее гвардейцев и осталась, по ее словам, "под Защитой Своего Народа", что вызвало большое стечение простого люда. Слава богу, тогда все обошлось без жертв, но при аналогичных событиях XX века, связанных с коронацией Николая II, на ходынском поле (путевой дворец находился напротив) в толпе стихийно собравшихся верноподданных произошла давка, что привело к массовой гибели людей.
Еще "Петровский Замок" знаменит тем, что в нем непродолжительное время располагалась ставка Наполеона, и во время пожара Москвы 1812 года именно "отселе, в думу погружён, глядел на грозный пламень он".
В настоящее время петровский путевой дворец - это дом приёмов правительства Москвы, с фешенебельной гостиницей, рестораном "Карамзин", бассейном, сауной и пресс-центром. Здесь проходят платные экскурсии.
2. доходный дом перцовой.
Этот, как его еще называют, "Дом - Сказка", построенный по проекту архитекторов Н. к. Жукова и б. Н. шнауберта в период с 1905-го по 1907-й год по эскизам автора русской матрешки, художника с. в. Малютина, расположился на углу соймоновского проезда и пречистенской набережной.
Изначально здание строилось для проживания в нем художников, поэтому оно было спроектировано таким образом, что наряду с квартирами для постоянного проживания предусматривались и мастерские художников, расположенные в верхней мансардной части здания.
Доходный дом перцовой построен в силе модерн, и в данном случае попытка свойственного этому градостроительному направлению синтеза архитектуры с формами изобразительного и прикладного искусства оказалась успешной. Фасады, изобилующие причудливыми животными и растениями, теремки - балконы, декорированные в древнерусском стиле, с которыми органично соседствует западноевропейская архитектурная традиция средних веков, делают это здание поистине сказочным.
Дом на пречистенской набережной исторически связан с мхатом. Дело в том, что с 1908 по 1910 год в подвальчике этого дома располагалось артистическое кабаре "Летучая Мышь", где многие мхатовские знаменитости примеряли на себя необычные для них роли. Так, в. и. Качалов выступал, как борец из шапито, о. Л. Книппер-чехова представляла парижский шансон, в. и. Немирович - Данченко брал в руки дирижерскую палочку, а сам к. с. Станиславский становился специалистом по черной и белой магии.
Вплоть до 1960-х годов дом перцовой жилым оставался. Немного позднее он стал резиденцией министерства иностранных дел, каковой и является по настоящее время.
3. дом Игумнова.
Первым владельцем этого дома стал Николай Васильевич Игумнов, директор и владелец ярославской большой мануфактуры, на чьи деньги это здание собственно и построено Николаем Поздеевым, городским архитектором Ярославля. Особняк возведен из голландского кирпича в псевдорусском стиле в 1895 году.
С 1917-го года этот дом занимал Александр Богданов, врач, экономист, философ, политический деятель, учёный - естествоиспытатель, автор идеи создания новой науки тектологии, ученый, предвосхитивший некоторые положения современной кибернетики. В здании бывшего дома Игумнова им в 1926 году был создан первый в мире институт переливания крови. В этом же доме отважный естествоиспытатель и умер в результате неудачного лабораторного опыта, который он производил на себе. Позднее в особняке на большой Якиманке размещался московский институт мозга.
В этом здании с 1938-го года располагалось посольство Франции в России, а 1979-го года оно стало официальной резиденции чрезвычайного и полномочного посла французской республики в российской федерации.
Бывший дом купца и промышленника Игумнова примечателен еще и тем, что именно здесь 9 декабря 1944 года президент Франции Шарль де Голль вручал боевые ордена героям из эскадрильи "Нормандия - Неман", о чём свидетельствует памятная доска, установленная на фасадной стене здания в 2004 году.
4. особняк Арсения Морозова.
Исследовательские работы историков архитектуры, посвященные этому необычному во всех отношениях дому на Воздвиженке, изобилуют терминами, определяющими архитектурные стили, черты которых можно обнаружить в облике этого здания. В случае если отбросить все архитектуроведческие изыски, то стиль, в котором выполнен сам особняк и его дизайнерское оформление, можно определить как неомавританский в сочетании с модерном, ампиром и псевдоготикой.
Именно такая эклектика предопределила отношение москвичей к этому дому, как к чему-то несерьезному и бестолковому, как к блажи молодого миллионера, принадлежащего семье известных росийских промышленников, Арсения Морозова, по заказу которого в 1895 - 1899 годах архитектор Виктор мазырин и построил это здание.
Например, Л. Н. толстой в своем романе "Воскресение" в размышлениях своего героя князя Нехлюдова высказал сожаление по поводу строительства этого "глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку". А мать Арсения Морозова высказалась еще более определенно: "раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать! Но шли годы, москвичи изменили свое отношение к этому эпатажному для своего времени строению, и сегодня оно считается истинным украшением Москвы. В стенах особняка Арсения Морозова после революции размещалась первая рабочая передвижная труппа театра пролеткульта, в составе которой в начале 1920-х годов Сергей эйзенштейн поставил несколько авангардистских спектаклей.
Позднее, с 1928 по 1940 год в особняке располагалось посольство Японии, во время великой отечественной войны работала редакция газеты "Британский Союзник", а с 1952-го в течение двух лет функционировало посольство Индии. С 1959 года до конца 1990-х - это дом дружбы с народами зарубежных стран.
Сегодня особняк Арсения Морозова, благодаря статусу дома приёмов правительства российской федерации, используется для проведения встреч правительственных делегаций, дипломатических переговоров, конференций международных организаций. Вот так "Глупый Ненужный Дворец" интересам российского государства служит.
5. дом Саввы Морозова.
Еще один шедевр зодчества, связанный с фамилией российских купцов, промышленников и меценатов Морозовых. Мама Арсения Морозова, наверное, зря пеняла на своего сына за, по ее мнению, излишнюю вычурность построенного им особняка на Воздвиженке.
Примерно в то же время, когда Арсений морозов строил свой вычурный дом (1894-1898 гг. ), на деньги его двоюродного дяди, "Некоронованного Императора России" Саввы Тимофеевича Морозова близь патриарших прудов на спиридоновке 33-летний архитектор Федор Осипович Шехтель возводит готический дворец. И хотя это здание было построено в строгом соответствии с канонами стиля, оно не меньше, чем творение Виктора мазырина, автора особняка на Воздвиженке, эпатировало публику. Арсению Морозову было с кого брать пример.
История владельцев этого особняка, как и многих знатных семей начала XX столетия, трагична. События 1905 года подкосили Савву Морозова, и он покончил жизнь самоубийством. В 1909 году здание было продано заводчику М. П. рябушинскому, так как вдова с детьми не могла в нем больше оставаться, ссылаясь на то, что дух Саввы постоянно здесь присутствует и не дает жить, и что якобы по ночам в кабинете Морозова перемещаются предметы на столе, слышатся его покашливания и шаркающая походка.
Летом 1918 года семья рябушинских эмигрировала за границу. С начала 1920-х годов в особняке Саввы Морозова размещался интернат для сирот из бухарской республики, а уже в 1929 году дом был передан народному комиссариату иностранных дел. И по сей день этот образец готического стиля в архитектуре является домом приемов министерства иностранных дел России.
6. особняк рябушинского.
Это здание построено по заказу заводчика с. П. рябушинского в 1900-1903 годах, когда в искусстве уже оформлялся новый стиль модерн, поэтому черты ранней интерпретации этого стиля присутствуют в архитектурном облике замечательного образца жилого дома начала XX века на малой никитской улице. Явственно проступают также элементы английской готики и мавританского стиля, так как автор проекта, архитектор Ф. о. Шехтель ранее работал в этих направлениях.
Синтез стилей позволил найти оригинальные решения для выполнения конструкций здания и элементов его декора, таких как решетки на балконах, перекликающиеся с рисунком ограды, древовидные рамы окон и широкая лента мозаичного фриза, на котором изображены бледно-лиловые ирисы, витражи.
В архитектуру здания органично вписывается домовая старообрядческая церковь - часовня (хозяин дома был приверженцем этого течения православия и устроил для культовых нужд домочадцев и единоверцев тайную молельню.
После революции здание часто хозяев меняло. В разные годы здесь размещались наркомат по иностранным делам, государственное издательство Рсфср, государственный психоаналитический институт, детский сад "Дошкольная Коммуна при Вцике".
Благодаря тому, что в 30-х годах прошлого столетия в особняке жил и работал М. а. горький, в мае 1965 года здесь открыт его мемориальный дом - музей, включенный в фонды института мировой литературы имени горького.
Примечателен факт, что после того, как в 2011 году департамент культурного наследия Москвы объявил запись на экскурсии по памятным местам столицы, дом рябушинского по популярности стал вторым среди экскурсионных объектов Москвы, уступив первенство лишь сталинским высоткам.
7. особняк второва.
Этот дом, построенный в начале XX века по заказу крупнейшего представителя деловых кругов дореволюционной России Н. а. второва по проекту в. Д. Адамовича и в. М. маята, стал образцом неоклассицизма в архитектуре Москвы.
Считается, что прототипами для нового архитектурного шедевра стали дом Половцева, постройки 1911-1913 годов (архитектор и. а. Фомин), а также дом Гагариных на новинском бульваре, автором проекта которого был знаменитый о. и. Бове (этот дом разрушен авиабомбой в 1941 году.
Тем не менее, особняк второва существенно отличается от питерских зданий. К примеру, здесь вместо центрального классического портала мы видим полуротонду с ионическими колоннами, поддерживающими балкон. Есть еще ряд отличий, которые специалисты легко определяют.
Постреволюционная история особняка второва не так богата сменами его владельцев и обитателей, как подобные ему сооружения Москвы. С 1918 года в особняке размещались различные советские учреждения и жилые помещения для госслужащих уровня наркома иностранных дел Г. чичерина.
В 1933 особняк отдан под резиденцию посла США в Москве. В бытность у. буллита первым американским послом в России к зданию пристроили зал для приемов и танцев, в котором выступали приглашенные послом США деятели советского и зарубежного искусства, проводятся выставки всемирно известных художников. О размерах зала и особняка в целом говорит тот факт, что на торжественном приёме в честь двухсотлетней годовщины принятия США своей декларации независимости присутствовал 3001 гость.
Здесь во время официальных визитов в Россию имели свои резиденции эйзенхауэр, никсон и Рейган. И вполне естественно, что с этим зданием связано много историй, в том числе и "Шпионских". Например, известно, что в герб США, подарок послу США от самого Сталина, было вмонтировано устройство для прослушки, которое для советской внешней разведки приподнимало завесы тайной дипломатии США с 1946-го по 1952-й годы.
8. дом Пашкова.
Этот, без преувеличения сказать, дворец, предположительно спроектированный и построенный на Воздвиженке архитектором Василием Баженовым, заслуженно считается непревзойденным образцом зданий Москвы, возведенных в стиле классицизма.
Построенный в 1784-1786 годах на деньги сына денщика царя Петра П. Е. Пашкова, дослужившегося до звания капитан - поручика лейб-гвардии семеновского полка, этот дом поражал своей пышностью современников, да и сейчас считается красивейшим домом, когда-либо построенным в Москве. Михаил Булгаков, описывая встречу Воланда с Левием Матвеем, помещает эту сцену на каменную террасу, по его мнению, "Одного из Самых Красивых Зданий Москвы".
Конечно же, за прошедшие столетия облик Пашкова дома изменялся. Причиной тому и войны, и разруха начала XX века, и "Идеологические Соображения" советского времени. Но, несмотря ни на что, шедевр московской городской архитектуры не утратил своей прелести и величия.
С дворцом связано много легенд и преданий. Считается, что на его вышке сам прусский король кланялся Москве за спасение пруссии от Наполеона. По другому преданию под домом проходил подземный ход, соединяющий кремль с Замоскворечьем. А еще считается, что ваганьковский холм, на котором стоит дом Пашкова - самое вероятное место, где может находиться утраченная легендарная библиотека Ивана грозного.
Ныне это удивительное здание принадлежит российской государственной библиотеке, что в свете версии о месте нахождения библиотеки Ивана грозного видится символичным.
9. дом кекушева.
Это еще один объект, попавший в поле зрения исследователей творчества Михаила Булгакова. По их мнению, именно в дом кекушева писатель своим воображением поселил Маргариту с ее нелюбимым и опостылевшим мужем.
Построенный в глазовском переулке в 1898-99 годах, дом кекушева представляет собой культурную и историческую ценность постольку, поскольку считается одной из первых построек стиля модерн в Москве. Построен он был по оригинальному по проекту самого Л. Н. кекушева для нужд его семьи, а позднее был продан промышленнику Г. и. листу.
Это архитектурное сооружение имеет все черты и элементы, присущие стилю модерн. Сам по себе дом компактный, небольших размеров, поставлен по линии улицы и лишен какой бы то ни было помпезности. О принадлежности к стилю свидетельствуют фасады с разнообразными по формам и размерам окнами, тяжёлый, венчающий здание карниз, глубокая лоджия.
Внутренняя планировка также соответствует стилю, она подчёркнуто проста, а декор интерьеров во многом повторяет убранство фасадов. Внутри дома - большие парадные залы первого и второго этажей, над ними устроены мансарды, использовавшиеся как жилые помещения.
В начале XX века владельцем дома был дирижёр и контрабасист с. а. кусевицкий. В 1960-х годах зданием распоряжался атташе объединенной арабской республики. Сейчас здесь размещается дипломатическая миссия Египта.
10. дом харитоненко.
Ренессансно - барочный стиль среди архитектурных шедевров Москвы ярко представлен бывшей усадьбой известного фабриканта и сахарозаводчика Павла Ивановича харитоненко, которому за заслуги перед отечеством был пожалован дворянский титул. Дом на софийской набережной, подобный дворцу вельмож времен возрождения, построен в период с 1891-го по 1893-го годы. Автором проекта и руководителем строительства выступил архитектор василий Герасимович залесский.