Bauhaus@Tutiskusstvo. В прошлом году знаменитой немецкой школе дизайна баухаус исполнилось сто лет.
Она просуществовала очень недолго (с 1919 до 1933 года, когда была закрыта правительством Германии), однако ее влияние на мировой дизайн очень велико. На принципы школы баухаус ориентировались дизайнеры и архитекторы всего мира на протяжении всего ХХ века вплоть до наших дней.
В школе считалось, что каждый художник должен знать ремесло и что нет разницы между художником и ремесленником. Все ученики баухауса изучали прикладные техники - их учили работать руками, а значит, понимать структуру и назначение создаваемых объектов. Именно функциональность легла в основу всех предметов и архитектурных сооружений, создаваемых учениками и мастерами баухауса.
Принципы школы были изложены в ее манифесте, очень революционному соответственно духу послевоенного времени.
Баухаус был основан в Веймаре в результате объединения высшей школы изобразительных искусств и школы прикладного искусства. Ее первым директором был молодой берлинский архитектор Вальтер гропиус.
(О нем можете посмотреть лекцию Анны броновицкой из лектория гаража. Впоследствии школа переехала в город дессау - здание школы с названием на фасаде на первой фотографии. Именно в дессау совет школы решил принципиально писать название Bauhaus с маленькой буквы.
При школе издавался одноименный журнал, а также они выпустили свою серию книг - Bauhausb Cher. Также это название закрепилось за архитектурным стилем, характерный для этой школы.
Учеба в баухаусе начиналась с подготовительного курса, где в новом, экспериментальном, ключе студентам объясняли базовые понятия дизайна и учили обращаться с материалами. Одним из важнейших принципов школы было совмещение теории и практических занятий.
Первым, кто ввел подготовительный курс, был художник Иоганнес иттен. Вместо того, чтобы, как в классических художественных школах, задавать студентам копировать работы великих, он подталкивал их к исследованию собственного характера и таланта. Он называл свою программу форкурс и разделил разделил её на три части: исследование свойств цвета и материалов, анализ художественных работ и рисование.
Важными в системе образования в баухаусе были мастерские, которые управлялись профессорами. Мастерскую живописи и фрески возглавлял Василий кандинский, витражной живописи - Пауль клее, обработки металла - венгерский художник и теоретик искусства Ласло мохой - Надь. Благодаря эль Лисицкому в баухаусе узнали о супрематических композициях Казимира Малевича. Идеолог голландского авангарда Тео ван дусбург читал лекции, в которых были изложены идеи группы "Де Стиль". Также в школе были мастерские по обработке металла, скульптуре, керамике, дереву, стеклу, графике, фотографии, рекламе, текстилю. Множество предметов интерьера и быта, которые теперь воспринимаются нами как что-то обыкновенное, были сделаны именно в этих мастерских. У каждого мастера баухауза был свой подход к преподаванию теории и ведению практических занятий. Рисование, конструирование, пение, психологические практики или танцы - все это способствовало раскрытию личности, осознанности и творческого потенциала.