Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Барокко. Больше информации тут: Wood G. Art.

11.07.2016 в 09:54

Баро? Кко (итал. Barocco - "Причудливый", "странный", "склонный к излишествам", порт. Perola Barroca - "Жемчужина Неправильной Формы" (дословно "жемчужина с пороком"); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) - характеристика европейской культуры Xvii - Xviii веков, в эпоху позднего возрождения, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI - Xvii веках в итальянских городах: Риме, мантуе, Венеции, Флоренции
Барокко.  Больше информации тут: Wood G. Art.. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия "Западной Цивилизации". Барокко противостояло классицизму и рационализму.

История.

В Xvii в. Италия - первое звено в искусстве эпохи возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы - испанцы и французы, они диктуют условия политики и пр. истощённая Италия не утратила высоты своих культурных позиций - она остаётся культурным центром Европы. Центром католического мира является Рим, он богат духовными силами.

Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям - знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на постройки палаццо не было, знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может их возвысить. Вот так в XVI веке на территории Италии возникает барокко.

Происхождение термина.

Барочная жемчужина в подвеске 17 века.
Происхождение слова барокко вызывает больше споров, чем названия всех остальных стилей. Существует несколько версий происхождения. Португальское Barroco - жемчужина неправильной формы, не имеющая оси вращения, такие жемчужины были популярны в Xvii веке. В итальянском Baroco - ложный силлогизм, азиатская форма логики, приём софистики, основанный на метафоре. Как и жемчужины неправильной формы, силлогизмы барокко, ложность которых скрывалась их метафоричностью.

Использование термина со стороны критиков и историков искусства берет начало со 2-й половины Xviii и относится, в первое время, к фигуративному искусству и, последовательно, также к литературе. Вначале этот термин негативный смысл приобрел. Эрнст гомбрих писал: "Слово"барокко", означающее "причудливый", "нелепый", "странный", также возникло позднее как язвительная насмешка, как жупел в борьбе со стилем Xvii века. Этот ярлык пустили в ход те, кто считал недопустимыми произвольные комбинации классических форм в архитектуре. Словом "Барокко" они клеймили своевольные отступления от строгих норм классики, что для них было равнозначно безвкусице"1 . и только в конце XIX века произошла переоценка барокко, благодаря европейскому культуральному контексту от импрессионизма к символизму, который выделяет связи с эпохой барокко 2.

Одна из спорных теорий предполагает происхождение всех этих европейских слов от латинского bis - Roca, скрученный камень. Другая теория - от латинского Verruca, крутое высокое место, дефект в драгоценном камне.

В разных контекстах слово барокко могло означать "Вычурность", "неестественность", "неискренность", "элитность", "деформированность", "преувеличенную эмоциональность". Все эти оттенки слова барокко в большинстве случаев не воспринимались как негативные.

Наконец, ещё одна теория предполагает, что это слово во всех упомянутых языках является пародийным с точки зрения лингвистики, и его словообразование может объясняться его значением: необычностью, неестественностью, неоднозначностью и обманчивостью.

Неоднозначность стиля барокко объясняется его происхождением. Как считают некоторые исследователи 3, он был заимствован из архитектуры турок - сельджуков.

Черты барокко.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке. Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века стали реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля, человек стал осознавать себя "Чем-то Средним Между Всем и Ничем", "тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца".

Эпоха барокко.

Эпоха барокко порождает огромное количество времени для городских жителей из высшего и среднего класса ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - "Карусели" (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и "Огненных Потех" (фейерверков. В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что "Ясно и Отчётливо" мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко - это ещё век разума и просвещения. Не случайно слово "Барокко" иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике - к Baroco. В версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется "Муштре" - геометрической правильности построений на плацу.

Человек эпохи барокко.

Мадам де монтеспан, женщина эпохи барокко.
Человек барокко отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством - всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен - от англ. Gentle: "Мягкий", "нежный", "спокойный". Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность - это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа гоббса естественное состояние (англ. State of Nature) - это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех.

Антонис ван дейк. Портрет Джеймса Стюарта, ок. 1637.
Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но "Благообразно в Приятных и Учтивых Словах Предлагать" (юности честное зерцало, 1717. Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но "Саму Сущность Человека". Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу - в учтивом флирте, ссоры - в утончённой дуэли.

Для барокко характерна идея спящего бога - деизм. Бог мыслится не как спаситель, но как великий архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом бога. Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела вселенной. Такому богу бесполезно молиться - у него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями просвещения являются не пророки и священники, а учёные - естествоиспытатели. Исаак ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд "Математические Начала Натуральной Философии" (1689), а Карл Линней систематизирует биологию ("система природы", 1735. Повсюду в европейских столицах учреждаются академии наук и научные общества.

Многообразие восприятия повышает уровень сознания - примерно так говорит философ Лейбниц. Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение земли вокруг солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675. Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений: Робинзон крузо, судовой врач Гулливер и барон мюнхгаузен.

"В эпоху барокко происходило становление принципиально нового, отличного от средневекового аллегорического мышления. Сформировался зритель, способный понимать язык эмблемы. Иносказание стало нормой художественной лексики во всех видах пластических и зрелищных искусств, включая и такие синтетические формы, как празднества"4.

Барокко в живописи.

Караваджо. Призвание апостола Матфея.
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, "Плоскостью" и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо.

Микеланджело меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи 5 . его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом 6, такие как Аннибале карраччи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640) в начале Xvii в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи севера и юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился ещё один мастер фламандского барокко, ван дейк (1599-1641. С творчеством Рубенса новый стиль пришёл в Голландию, где его подхватили Франс хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606-1669) и вермеер (1632-1675. В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599-1660), а во Франции - Никола пуссен (1593-1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения - классицизма.

Архитектура.

Карло мадерна церковь святой Сусанны, Рим.

Церковь душ в чистилище в городе рагуза, образец сицилийского барокко.

Замок милотице, Чехия.
Для архитектуры барокко (Л. бернини, Ф. борромини в Италии, б. Ф. растрелли в России, Ян Кристоф глаубиц в речи посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.

В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло мадерна (1556-1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римской церкви Санта - Сусанна (1603 год. Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 году. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Значительный вклад оставили Карло фонтана, Карло райнальди, гварино гварини, Бальдассаре лонгена, Луиджи ванвителли, Пьетро да кортона. На Сицилии после крупного землетрясения 1693 года появился новый стиль позднего барокко - сицилийское барокко. Свет выступает как принципиально важный элемент барочного пространства, попадая в церкви через нефы. 7.

Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла коранаро в церкви Санта - Мария - делла - витториа (1645-1652 годы.

Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда фландрии), Нидерландах, России, Франции, речи посполитой. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора чурригеры), распространившееся также в латинской Америке. Наиболее популярный памятник его - собор святого Иакова, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это - самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко.

Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин "Барочный Классицизм" применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют версальский дворец вместе с регулярным парком, люксембургский дворец, здание французской академии в Париже и др. Произведения. Они действительно некоторые черты классицизма имеют. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является версальский парк.

Позже, в начале 18 века французы выработали свой стиль, разновидность барокко - рококо. Он проявился не во внешнем оформлении зданий, а , внимание, только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль был распространен повсюду в Европе и в России.

В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль гранд - плас в Брюсселе. Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника.

В России барокко появляется ещё в Xvii веке ( "Нарышкинское Барокко", "голицынское барокко". В Xviii веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-петербурге и пригородах в творчестве Д. трезини - так называемое "Петровское Барокко" (более сдержанное), и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве с. и. чевакинского и б. растрелли.

В Германии выдающимся памятником барокко является новый дворец в сан - суси (авторы - и. Г. бюринг (нем. ) Русск., Х. Л. мантер) и летний дворец там же (Г. в. фон кнобельсдорф.

Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), аранхуэс (Испания), цвингер (Германия), шёнбрунн (Австрия.

В великом княжестве литовском получили распространение стили сарматское барокко и виленское барокко, крупнейший представитель - Ян Кристоф глаубиц. Среди его известных проектов - перестроенные костёл вознесения господня (Вильнюс), софийский собор (Полоцк) и др.

Барокко в скульптуре.

Трир. Барочный сфинкс у дворца курфюрста.

Папа Иннокентий XII. Собор святого Петра в Риме.

Барочные гномы в Хофгартене аугсбурга.
Скульптура - неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором Xvii века был итальянец Лоренцо бернини (1598-1680. Среди самых известных его скульптур - мифологические сцены похищения прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа "Экстаз Святой Терезы" в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.

Больше информационного материала о современном интерьере квартиры по ссылке http://interior.ru-best.com/interer-dlya-kvartiry/sovremennyy-interer-kv...