Атланты эрмитажа. Находятся перед главным входом в новый эрмитаж, расположенным на главном (южном) фасаде здания, выходящем на миллионную улицу.
10 фигур атлантов работы скульптора а. и. теребенёва из серого сердобольского гранита, стоящие на постаментах из гранита - рапакиви и поддерживающих архитрав.
Могучие фигуры атлантов, шагнувшие из мира древнегреческих мифов на мостовые Петербурга, удерживают на плечах небесный свод, олицетворяя собой мощь, красоту и несокрушимость северной столицы.
Атланты эрмитажа являются одним из символов Санкт-петербурга; именно они вдохновили Александра Городницкого на написание песни "Атланты":
…. Где без питья и хлеба, забытые в веках, атланты держат небо на каменных руках.
Фигуры изготавливали под руководством теребенёва в течение двух лет. Ему помогали около 150 каменотёсов, каждый из которых занимался своей частью - руками, ногами, торсом …; лица тербенёв заканчивал собственноручно.
Фигуры были установлены к 1 сентября 1848 года. Высота каждой составила 7 аршинов (5 метров.
Композиция портика столь убедительна, что не все замечают курьёза: огромные гранитные фигуры с невероятным напряжением поддерживают лёгкий балкон.
Вопреки распространённому мнению кленце планировал использовать мотив сицилийских теламонов (так называли фигуры атлантов в древности) не снаружи, а в интерьере зала камей и второго зала медалей нового эрмитажа. Там их можно увидеть и в наше время.
В этих залах абрис фигур, в отличие от наружных статуй, почти в точности повторяет античный образец. Однако более оригинальными и известными стали именно атланты наружного портика.
Кленце в изданном им в 1850 году к окончанию строительства нового эрмитажа писал:
"Красота и Благородный Стиль Этих Скульптур, Чистота и Тонкость Работы и Блеск Полировки не Оставляют Желать Ничего Лучшего и Позволяют Заявить, что Если Египетские Фараоны Выполняли Свои Монолитные Колоссы, то эти Теламоны для Крайнего Севера Ничуть их не Хуже".