Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Архитипы. Архитекторы Петербурга.

16.01.2024 в 20:32

Андрей оль.

Архитектору Андрею Андреевичу Олю посчастливилось построить в Ленинграде - Петербурге десятки зданий, многие из них стали знаковыми и любимы горожанами. "Рассказать о Себе - это Значит Рассказать о Сменах Архитектурных Течений, и Обратно: Рассказать о них - это Значит Рассказать о Себе", - говорил Оль. Андрей Оль одинаково успешно проявил свой вкус и талант в череде сменяющих друг друга архитектурных направлений первой половины ХХ века
Архитипы.  Архитекторы Петербурга.. Он проектировал общественные и жилые здания в модерне и неоклассике, в конструктивизме и сталинском ампире, а также успешно преодолевал рамки стиля.

Архитипы.  Архитекторы Петербурга. 01
Первые работы.

Архитипы.  Архитекторы Петербурга. 02
Андрей Оль родился в 1883 году в Петербурге. В 1901 году поступил в институт гражданских инженеров. В 1905-м он отправился в гельсингфорс (Хельсинки) на стажировку в архитектурное бюро элиеля сааринена (автор вокзала в Хельсинки) и Армаса линдгрена, мастеров северного модерна, или, как называют это течение, финского национального романтизма. Затем, в Петербурге, в 1906-1907 годах Андрей Андреевич работал в мастерской входившего в моду Федора лидваля.

Архитипы.  Архитекторы Петербурга. 03
Первая самостоятельная работа Андрея Оля - "Вилла Аванс" (1907-1909) в ваммельсу (поселок серово. Оль построил ее по заказу писателя леонида Андреева. Андреев, вернувшийся из Италии на пике популярности, мечтал о замке в нордическом духе на берегу финского залива и исполнение мечты доверил молодому архитектору, с которым его познакомила сестра Римма, вскоре ставшая женой Андрея Оля. Над проектом Оль и Андреев вместе работали. В результате получилась мощная, экспрессивная постройка из цельных бревен с окнами - бойницами, разбросанными по фасаду, и 15-метровой смотровой, как у крепости, башней. Чешуйчатая красная черепица на скатах крыши контрастировала с фактурой брутальных бревен. В замке насчитывалось около 40 помещений, они соединялись лесенками и коридорами, и попадавшие внутрь гости чувствовали, что оказались в лабиринте. На вилле "Аванс" Леонид Андреев устраивал литературные вечера и концерты, сюда съезжался "весь Петербург", и гости оставались ночевать. Описывая интерьер замка, корней Чуковский удивлялся: "Камин … был Величиной с Ворота, а Самый Кабинет Точно Площадь".
Через пару лет бревна почернели, здание обрело загадочный и мистический вид. Вилла "Аванс" известность молодому Андрею Олю принесла.
Дипломным заданием Андрея Оля был проект художественного музея для провинциального города. Музей архитектор представил в виде романтичного средневекового замка с высокой башней, зубчатой крепостной стеной и декоративными бойницами. Работа была выполнена с присущей северному модерну выразительностью и свидетельствовала об увлечении автора английской архитектурой. В 1910 году Андрей Оль наконец защитил диплом в институте гражданских инженеров. В 1911-м получил заказ на строительство жилого дома на аптекарском проспекте и использовал в проекте идеи диплома. Фасад многоэтажного дома он украсил гранеными эркерами с зубчатыми парапетами поверху, как у крепостных башен, использовал красный кирпич и облицевал гранитом первый этаж, благодаря чему здание напоминает хэмптон - корт - загородный дворец английских королей, построенный в XVI веке.

Архитипы.  Архитекторы Петербурга. 04
Неоклассика в исполнении архитектора.
В 1913 году Андрею Олю заказывают перестройку особняка врача обуховской больницы Белозерского на малой дворянской (ул. Куйбышева, 25. Одноэтажное, приземистое здание первоначально имело вид боярского терема, и архитектор искал источники вдохновения для новой постройки в прошлых эпохах, делал эскизы в духе барокко и рококо, но в результате пришел к классике. Симметричный фасад акцентирован портиком, над барабаном возведен пологий купол. По сторонам от портика расположены глубокие лоджии с изящными колоннами. Здание получилось палладианское - прекрасный образец входящей в моду строгой неоклассики.
Другая неоклассическая постройка Андрея Оля - здание, известное под названием "Дом с Обелисками" в мучном переулке. Осенью 1914 года, после поездки в Италию и под впечатлением от нее, 31-летний Андрей Оль приступил к постройке "Дома с Обелисками". Здание с аркадами, мощным рустом, крупными наличниками и обелисками, выполнено в стиле палаццо, одной из вариаций неоклассики, которую для придания солидности использовали при строительстве коммерческих учреждений. В здании с большими полукруглыми витринами в мучном переулке разместился "Торговый дом В. П. Липин и Наследники".

Архитипы.  Архитекторы Петербурга. 05
Дом как манифест коллективизма.

Архитипы.  Архитекторы Петербурга. 06
Одна из самых заметных построек Андрея Оля - дом - коммуна на улице Рубинштейна. Здание начали строить в 1927 году, строили на паях - дом был кооперативным и предназначался для творческой молодежи, литераторов и инженеров. Квартиры в доме по количеству комнат были разные, даже четырехкомнатные. Трехкомнатные располагались на двух этажах. Всего - 52 квартиры. Первый этаж отдали под столовую, библиотеку, детские комнаты. На пятом этаже находился солярий, оранжерея, игровая площадка. Были предусмотрены и помещения для домработниц.
В проекте дома - коммуны Андрей Оль следовал принципам конструктивизма, и здание призвано было стать материальным воплощением идеи "Коллективистического" будущего. Фасад, выходящий на эклектичную улицу Рубинштейна, имеет строгое, аскетичное решение. В геометрическом порядке расставленные балконы. За счет типичных для конструктивизма угловых балконов создан объем: со стороны графского обнаруживается, что дом имеет шесть этажей - и крыша скошена в сторону двора. Здание представляет собой образец чистой формы, внедренной в плотную историческую среду и выглядит как манифест.
Об ощущениях от жизни в "Коллективистическом Будущем" писала в дневнике поэт Ольга Берггольц. Она на пятом этаже в тридцатой квартире жила. "Даже Архинепривлекательный Внешний вид"под корбюзье" с массой высоких крохотных клеток - балкончиков не смущал нас: крайняя убогость его архитектуры казалась нам какой-то особой строгостью, соответствующей времени. Это был самый нелепый дом в Ленинграде, - жаловалась Берггольц. - звукопроницаемость в доме была такая идеальная, что, если внизу, в третьем этаже … играли в блошки или читали стихи, у меня на пятом уже было все слышно, вплоть до плохих рифм". В народе дом прозвали "Слезой Социализма" из-за частых протечек.
Дом - манифест был плохо принят требовательными современниками, впрочем большинство конструктивистских зданий не отличались качеством строительных работ.

Архитипы.  Архитекторы Петербурга. 07
"Готические" работы.

Архитипы.  Архитекторы Петербурга. 08
После окончания строительства дома - коммуны Андрей Оль становится соавтором группы архитекторов (ной Троцкий, Александр гегелло, лев Шишко) и работает над проектом административного здания на литейном, известным как "Большой дом". Архитекторы сначала выполняли три самостоятельных проекта, но затем объединились, и коллектив получил почти официальное именование - "Готы" (гегелло, Оль, Троцкий.
Ной Троцкий назвал большой дом одним из первых памятников нового направления, основанного на классических формах. Монументальная и симметричная композиция с лаконичным силуэтом стала доминантой литейного проспекта и прекрасно видна даже с противоположных берегов Невы. Центральный фасад с пилонами мощным порталом и облицовкой гранитом утяжелен. Контраст задают застекленные угловые башни. В отличие от большинства конструктивистских построек функциональное назначение внутренних помещений - библиотеки, актового зала, столовой и т. д. - не вычленено из общего объема, и такой подход к целостности означал отход от конструктивистских идей. Это здание примером проектирования административных сооружений для всей страны стало.
В послевоенные 1946-1950 годы получила одобрение и распространилась идея малоэтажных и комфортных жилых комплексов. Андрей Андреевич коттеджный поселок в сосновой поляне спроектировал. Интересно, что здания застройки он решил в стилистике архитектуры, которую любил с юности, - дома украшают эркеры, цепочки рустов. Андрей Оль сочетает элементы модерна и неоклассики с "Конструктивистскими" окнами и декором сталинского ампира. Дома получились нарядные, уютные и "Человечные".

Талант во всем.

Андрей Андреевич Оль был одарен разносторонне. Он любил рисовать виды Павловска, царского села, Петергофа, его графика и акварели напоминают по манере "Мирискусников". Он проявил себя и как живописец, и как художник театра - выполнял эскизы декорации к постановке по Бернарду шоу. Андрею Андреевичу довелось работать с фарфором - он создал формы для сервиза "Евгений Онегин", который хранится в музее императорского фарфора.
Андрей Оль был эрудитом, педагогом (с 1921 года преподавал в иги - лиикс), и его любили студенты. Путь Андрея Андреевича Оля - редкий пример, когда автору удалось сохранить цельность при сменах эпох и главенствующих стилей. Петербург спб.