Ар - деко неуловим: его трудно описать, но его ни с чем не спутаешь.
О стиле, который вечно уходит и возвращается, рассказывает Дмитрий швидковский.
Когда я учился в московском архитектурном институте, в курсах истории искусства и истории зодчества о стиле под названием "ар - Деко" практически не упоминали, и возникала путаница
. Получалось, что это самое ар - деко и модерн, стиль особняков Федора Шехтеля и гостиницы "Метрополь" (который во всем мире называют вслед за французами ар - нуво) - это почти одно и то же или казалось, что ар - деко - какая-то "Опоздавшая" часть модерна, пережившая первую мировую войну. На самом деле все было не так.
Произведения ар - деко - здания, мебель, ювелирные украшения - принадлежат к одному из самых изысканных и привлекательных стилей искусства ХХ века. Он передает особое настроение и образ жизни, появившиеся на Западе после шока первой мировой войны и русской революции. Датой его рождения считается 1925 год, когда в Париже прошла грандиозная международная выставка современных декоративных искусств и промышленных изделий. На ее основе опубликовали двенадцать томов энциклопедии новых произведений декоративного искусства - там и появилось название "ар - Деко".
Ар - деко - стиль намеренно дорогой и солидной красивости, предназначенный для "Среднего Класса", поэтому о нем в советское время избегали говорить. В отличие от своей современницы, строгой и функциональной архитектуры авангарда, деко не строил новый и справедливый мир будущего. Он давал возможность наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Несколько снобистское отношение к деко у некоторых искусствоведов на Западе связано с тем, что этот стиль процветал в Америке - и доказал, что кое в чем новый свет может превзойти "Старую" Европу. Коктейли, джаз и ар - деко переносили в Лондон, Париж и Милан ощущение радости жизни, охватившее Америку, не видевшую разрушений и жертв первой мировой. И хотя Европу вскоре настигли новые политические и военные конфликты, а Америку - великая депрессия, ар - деко стойко противостоял пессимизму. Его "Добило" лишь вступление сша во вторую мировую войну.
Самым известным архитектором ар - деко во Франции был Робер малле - стивенс - он застроил в Париже целую улицу, которую назвали его именем. Легендарные дизайнеры - Жак - Эмиль рульманн, Андре гру и Поль ириб - создавали интерьеры, где мебель, аксессуары, росписи объединялись в единое, предельно декоративное целое. В Нью-йорке все то же самое с успехом делал эли Жак Кан - он оформил вестибюли двух десятков небоскребов. Джозеф Урбан выстроил в стиле деко павильоны на выставке "Век Прогресса" (1933) в Чикаго.
В США ар - деко приобрел статус официального стиля - его символом в новом свете, да и во всем мире, стал Chrysler Building. В 1930-м Уильям ван Аллен построил этот небоскреб для знаменитого автомобильного концерна. На уровне 59-го этажа над городом парят эмблемы "Крайслера" - хромированные стальные головы орлов. Не избег влияния деко и голливуд - звезды его и в жизни, и в кино селились в декошных интерьерах.
За два десятилетия существования ар - деко выработал собственный характер, отчетливо видный при сравнении с ар - нуво. Оба стиля по-своему противостояли прагматизму и культивировали изысканность. Но методы борьбы были совсем разные. Ар - нуво создавал новое искусство. Ар - деко соединял все, что нравилось его авторам - восточную экзотику, исторические темы, новую технику, дорогие материалы и современное искусство, особенно кубизм. Увлечение экзотическими мотивами, почерпнутыми у ацтеков, Майя и древних египтян, возросло после Находок древних городов в лесах Мексики и открытия в 1922 году гробницы тутанхамона.
В ар - нуво, при всей рафинированности, формы рождались на основании функции, причем органическим путем. Для ар - деко главным было украшение. Художники и архитекторы модерна своим работам сложную внутреннюю символику придавали. Ар - деко принципиально искал внешнего эффекта. Ар - нуво претендовал на универсальность, ар - деко мог удовлетвориться фрагментарностью. В особняках модерна все - от плана до дверной ручки - нужно было выдержать в едином стиле. Мастеров ар - деко вполне устраивала возможность украсить фасад стилизованными эмблемами.
У ар - нуво и ар - деко был очень разный "Почерк". Для модерна характерна тянущаяся, изогнутая, вьющаяся линия. Для деко - ломаная линия, любовь к многогранникам, ступенчатым завершениям, странным, как бы "Припухшим" кривым. В модерне чаще использовались растительные мотивы - изображения цветов. Ар - деко больше любил животных. Кроме того, деко нравился вид новейшей техники: машин или аэропланов. Ар - нуво предпочитал сдержанные цвета - различные оттенки кремового, серого, голубого, фиолетового. Ар - деко любил цвета интенсивные - белый с черным, золотой и золотисто - коричневый - и яркие вкрапления красного, зеленого, синего, сверкавшие, как драгоценные камни.
В модерне часто сочетались темный металл и светлое дерево. Для ар - деко характерны блестящие сталь и латунь и темное дерево, причем с инкрустациями. В ар - нуво господствовала керамика - от настенных плиток до великолепных фризов из майолики. Ар - деко обожал контраст сверкающей поверхности полированного металла и изысканной фактуры редких пород камня или дерева.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд в одном из своих рассказов назвал время расцвета ар - деко "Потерянным Десятилетием". Но, похоже, сами создатели и "Потребители" ар - деко это время потерянным не считали. Они не строили планов на будущее - они испытывали эйфорию от краткой эпохи процветания, в которую им довелось жить. И тем самым сильно ее украсили.