7 лучших итальянских кинорежиссеров.
f64\_Cinema.
Великие итальянские режиссеры ХХ века изменили привычный способ восприятия действительности - в объективах их кинокамер реальность преображалась. И с тех пор мы смотрим на мир так же, как они.
1. Микеланджело Антониони.
Все свои фильмы этот мизантроп посвятил одной теме - отчужденности людей, их неспособности понять друг друга. Кадры у Антониони всегда композиционно совершенны и неимоверно холодны. Сюжеты фильмов запутанны и смутны, и мало кто помнит, из-за чего страдали герои, кто с кем кому изменил и почему все расстались. Но жженые краски индустриальной Равенны в "Красной Пустыне", карнавальная графичность интерьеров в "ночи" или пыльное солнце римских квартир в "затмении" - незабываемы.
2. Федерико Феллини.
Феллини был по сути сюрреалистом - прозревал и показывал нечто за гранью реальности. Всегда гротескно, с помощью преувеличений. Его "Дорога" - абсурдистский, сам себя отрицающий неореализм. "Казанова" художественными средствами биографию бонвивана в историю автомата превращает. А в "и корабль плывет. "он под хор Кочегаров Утопил Европейскую Цивилизацию, Изображенную в Виде Картонного"титаника".
3. Пьер паоло пазолини.
Таким образом, если сопоставлять великих итальянских живописцев и режиссеров, то "Парой" пазолини, безусловно, будет Караваджо. Одинаково бурные биографии. Буйный нрав одинаково. Одинаковая беспощадность в показе самых яростных сторон жизни и превращение этой беспощадности в новое понимание красоты. Лучший пример - "Медея" с Марией Каллас. Пазолини взял великую диву, которая не могла больше петь, снимал ее увядшее лицо крупным планом, обнажил трагедию - и сделал Медею, облаченную в варварские одежды и бредущую по камням в турецком гёреме, символом эстетизированного страдания.
4. франко дзеффирелли.
Принципиальный консерватор, он чувствует себя легко , внимание, только в костюмном жанре. И в нем не знает равных. История в фильмах дзеффирелли живая: точнейшие костюмы и декорации вместо ощущения пыли и скуки создают эффект присутствия. Какую бы эпоху он ни взял - Флоренцию 1930-х, условный мир "Венецианского Мавра" или Париж 1850-х, - кажется, что снимал "на натуре". Дзеффирелли объясняет успех тем, что все детали воссоздает по великой живописи.
5. Витторио де сика.
Большинство зрителей считает де сику обычным неореалистом, но ничего обычного в нем, конечно, не было. Он и правда делал реалистические по картинке фильмы, но выдавал себя сценариями. "Затворники Альтоны" сняты по Сартру, "брак по-итальянски" - по Эдуардо де Филиппо. Экзистенциалист и абсурдист - те еще авторы для неореализма. Де сика шел по стопам раннего Феллини с его "Дорогой": показывал черно-белой светотенью скрытую реальность. В его случае - безумноватую.
6. Бернардо бертолуччи.
Самый атмосферный из великих итальянских режиссеров - в его картинах место действия, будь то запретный город в "Последнем Императоре", старые римские дома в "осажденных" и "конформисте" или тосканские пейзажи в "ускользающей красоте", всегда важнее самого действия. Свет и звуки заменяют сюжет и говорят больше слов. При этом - никакого реализма: всё, что показывает бертолуччи, он и его герои видят исключительно субъективно.
7. Лукино висконти.
Оперный театральный режиссер, в фильмах висконти был фанатиком правды - эмоциональной и бытовой. В костюмной точности доходил до абсурда: снимая "Леопарда", отремонтировал парочку дворцов на Сицилии и раскладывал по ящикам комодов батистовые платки. Платки в фильме не фигурировали, а ящики даже не открывали, но висконти уверял: знание того, что платки есть и они настоящие, поможет актерам играть реалистичнее. Фундаментальность подготовки и правда чувствуется в кадре, и иногда она как мертвый груз: фильмы висконти часто кажутся тяжеловесными и затянутыми. Они словно сняты в реальном времени. Но это ведь и есть высшее проявление реализма. То есть правды жизни.