5 театров в центре Петербурга.
1. театр в. Ф. Комиссаржевской.
Уютный театр с небольшой сценой и непростой историей. Он носит имя веры Комиссаржевской - первой и, пожалуй, единственной великой актрисой этой сцены. Впрочем, и современные актеры театра хорошо известны российскому зрителю. Это Галина короткевич, Борис соколов, Ефим каменецкий, Валентина Панина, Георгий корольчук, Наталья Данилова, Наталья Орлова, Наталья Четверикова, Анатолий Горин и другие.
Спектр жанров, охватываемых театром широк - от лирических комедий до драм и трагикомедий. Художественный руководитель - Виктор Новиков - активно приглашает на работу режиссеров из разных городов России. Как результат - неизменная новизна и легкость работ театра и минимум 4 премьеры за сезон. С 2005 года главным приглашенным режиссером театра стал болгарин Александр Морфов, а главным художником - македонец тино светозарев. Со временем заметный балканский вектор театра из пунктира все более перерастал в твердую прямую, и в 2007 году театр им. Комиссаржевской с большим успехом провел первый театральный фестиваль стран балканского региона "Балканское Театральное Пространство".
"Комиссаржевке" рукоплескали в Македонии и Монголии, израиле и Польше, Словении и Германии и т. д. кроме того, вот уже 20 лет театр состоит в творческой дружбе с труппами балканских стран. В 2007 году на базе Комиссаржевского театра прошел первый театральный фестиваль стран балканского региона в России "Балканское Театральное Пространство".
- ул. итальянская, д. 19.
8 (812) 571-3102.
2. театр музыкальной комедии.
Здание 13 по итальянской улице находится в самом центре города и знаменито разными событиями, известными жильцами. Оно было построено для Ивана (Ованеса) Лазаревича Лазарева - инициатора переселения армян в Россию, руководителя армянской общины, инициатора строительства армянской церкви в Петербурге.
С семейством Лазаревых связана история третьего в мире по величине ограненного алмаза (189, 62 карат) - алмаза "Орлов". Каким образом алмаз попал к Лазаревым - неизвестно, но в 1768 г. он был продан графу Орлову, тот подарил его Екатерине II, и с 1784 г. алмаз украшал царский скипетр.
В 1910 году состоялась перестройка здания, в результате которой появились зал для ресторана на первом этаже и зрительный зал наверху для выступлений артистов. Дворец в театр превратился. С 1929 году в здании размещался мюзик-холл, затем театр миниатюр, потом театр эстрады и миниатюр. В это же время в Ленинграде из двух трупп - ленинградской оперетты и харьковского театра музыкальной комедии - образовался небольшой театр. До 1938 года театр занимал здание госнардома в парке имени Ленина (ныне александровском парке), затем переехал во дворец на итальянской улице, где и располагается до сегодняшнего дня.
В репертуаре театра преобладали классические произведения, но также он стал местом рождения "Советской Оперетты" под творческим руководством и. Дунаевского.
Во время великой отечественной войны, театр музыкальной комедии, единственный в городе, не был эвакуирован и не прекращал своей работы все 900 дней блокады. В декабре 1941 года вышла комическая опера "Черное Домино" обера, весьма сложная в вокальном исполнении.
Невозможно переоценить работу театра в военное время. Веселая и оптимистичная музкомедия стала частицей радости и островком духовной жизни в осажденном Ленинграде. В лютые морозы бригады артистов выезжали на фронт, давали концерты в госпиталях, на фабриках и заводах.
В 1941 году в здание театра попала бомба и с этого момента началась кочевая жизнь музкомедии. Сменялась одна площадка за другой и только середине 90-х он обрел свой дом. На сегодняшний день здание театра в отличном состоянии и готово принимать зрителей со всего света. Интерьерам вернули былое великолепие: золотое фойе, парадная лестница, ореховый зал, желтая гостиная, белый и зеленый залы, буфет - грот пышно украшены позолотой, лепниной, красивыми каминами, изящными бронзовыми светильниками и сверкающими люстрами.
А вернувшийся в родные стены коллектив планов на будущее полон. Сотрудничество с европейскими и отечественными театрами планируется. Кроме того, музкомедия не отстает от технического прогресса. С этого года в театре постоянно функционирует видеодекорация.
- ул. итальянская, д. 19.
8 (812) 571-3102.
3. театр марионеток им. Е. с. деммени.
Евгений деммени, имя которого носит кукольный театр на невском, 52, по профессии был вовсе не артист или режиссер, а офицер в чине прапорщика инженерных войск. Театральное искусство увлекало его с детства, знакомство деммени с театром началось с посещения разнообразных театральных представлений, а позже продолжилось самостоятельными выступлениями в любительском кружке. В 1918-м году Евгений деммени становится актером - любителем, еще через шесть лет возглавляет ленинградский театр кукол - петрушек.
Почему именно куклы начинающего актера заинтересовали? Однажды его детские воспоминания о виденном в Париже в восьмилетнем возрасте представлении театра "Гиньоль" "ожили" волей случая. В витрине одного из магазинов случайных вещей (иначе сказать, обыкновенной комиссионки) он увидел восемнадцать кукол - петрушек, героев французских кукольных комедий - и купил их. Можно сказать, что этот день определил того Евгения деммени, которому суждено было стать первым в России профессиональным режиссером - кукольником.
Первым спектаклем режиссера в 1924 году стала "Арлекинада". Специально для дебютного представления деммени его друг, начинающий драматург, Юрий гауш, написал пьесу о любовных похождениях арлекина. Вместе с ней на открытии театра показали и "Петрушку", одноактную шутку Е. и. Васильевой и с. я. Маршака. Театр евгения деммени получил название театра петрушки. Поскольку он долгое время существовал при ленинградском тюзе, где деммени состоял в одной из технических должностей, на премьеру был приглашен руководитель театра юного зрителя а. а. Брянцев. После спектакля он написал Евгению деммени письмо, в котором были и такие строки: "вы стоите на пути к созданию нового интересного дела. Уже и сейчас обе ваши постановки являются несомненным художественным достижением и с полным правом могут быть предъявлены даже требовательному зрителю".
В это же время в городе рос и развивался петроградский государственный театр марионеток, возглавляемый художницей любовью шапориной - Яковлевой. В 1930 году театр петрушки Евгения деммени объединился с театром марионеток шапориной - Яковлевой под новым названием ленинградского государственного кукольного театра под руководством з. а. Рсфср Евгения деммени.
Творческий процесс в театре был стремителен и насыщен: около 250 спектаклей было поставлено на марионеточной сцене и кукольной ширме театра, и среди них первые в стране постановки в куклах произведений Сервантеса, Шекспира, Мольера, свифта, Анатоля Франса, Пушкина, гоголя, Чехова, метерлинка. Театр пережил военные годы и после войны возродился.
Куклы из спектаклей театра экспонируются на международных выставках в Париже, Варшаве, Бухаресте, Брюсселе. В настоящее время в репертуаре театра семнадцать названий, созданных по произведениям русских и зарубежных авторов, разных по стилям и жанрам. У театра обширная гастрольная деятельность, в его активе - участие в крупных международных фестивалях: Канада, южная Корея, Испания, Швейцария, Франция, Финляндия, Дания, израиль. В спектаклях театра используются практически все известные виды кукол: марионетки, петрушки, куклы на тростях.
- невский пр. д. 52.
8 (812) 571-1900.
4. театр им. И. П. акимова.
В доме купца Елисеева, над знаменитым гастрономом, уже с начала XX века размещались комедийные театры. До революции это был "Невский Фарс". В 1929 году помещение передали молодому, только что получившему статус государственного, театру сатиры. Преобразования на этом не закончились. Спустя два года сатиру объединили с театром "Комедия", весь репертуар которого ориентировался на индивидуальность великолепной лирико - комедийной актрисы Е. М. Грановской.
Созданный гибрид, его назвали "Ленинградский Театр Сатиры и Комедии", привлекал публику шаловливыми водевилями с Грановской в главной роли, первыми советскими комедиями в. П. Катаева, в. в. шкваркина, в. М. киршона, забавными эстрадными обозрениями. Хотя в театре работали блистательные актеры - будущие звезды эстрады и драматического театра: Л. о. утесов, Н. к. Смирнов - Сокольский, б. а. Бабочкин, Н. к. Черкасов - к середине 1930-х годов театр сатиры и комедии оказался на грани закрытия. Проблема была в том, что в театре не было сильного и грамотного руководителя, а также приличного репертуара.
В 1935 г. произошли очередные перестановки: театр сатиры и комедии переделали в ленинградский театр комедии и возглавил его Николай Павлович Акимов. Время Акимова - золотое время для театра и его труппы. Через два года руководства Николаем Павловичем театр комедии стал популярнейшим театром Ленинграда. В этот период появляются такие шедевры как "Собаки на Сене" (1936) и "валенсианская вдова" (1939) лопе де Веги, "школа злословия" Р. шеридана (1937.
В 1968 году Акимов умер. Прощание с ним проходило в этом же здании; в театр пускали по пропускам, а снаружи толпились печальные ленинградцы. Но театр комедии продолжал жить. Менялись художественные руководители, менялись направления, в которых работала труппа, но неизменной оставалась любовь петербуржцев.
С 1995 года и ныне театр возглавляет режиссёр Татьяна Сергеевна Казакова. Она, конечно же, тоже внесла свою лепту в развитие театра и уже от акимовских традиций почти ничего не осталось. Но, тем не менее, театр продолжает следовать жанру "Высокой Комедии". Выходят новые постановки, возрождаются старые. А на сегодняшний день репертуар состоит в основном из спектаклей по произведениям классиков как русских, так и зарубежных: гоголь, уайльд, Шекспир, щварц и многие другие.
- невский пр. д. 56.
8 (812) 312-4555.
5. театр им. Ленсовета.
Без вклада театра имени ленсовета невозможно изложить театральную историю ни Ленинграда, ни Санкт-петербурга. Имена режиссеров Бориса Сушкевича, Николая Акимова и Игоря Владимирова составили целую эпоху, подарившую театральным подмосткам, а также советскому, а затем и российскому кинематографу целую плеяду талантливых и великих актеров. Алиса Фрейндлих, Лариса луппиан, Сергей мигицко, Михаил боярский, Евгений Филатов, Владимир Матвеев, Константин хабенский и Анна Ковальчук составляют лишь часть известнейших актеров, в разное время игравших в труппе.
Почти всю свою послевоенную историю театр им. Ленсовета располагался там, где его можно обнаружить сегодня - в здании бывшего купеческого клуба, украшенном массивной колоннадой, на владимирском проспекте. В наследство театру досталась богатая отделка интерьеров, которая сохранена и сегодня. В конце 90-х в руководство над сильной труппой театра принял Владимир пази, с именем которого связаны такие яркие спектакли последних лет, как "Оскар и Розовая Дама" с Алисой Фрейндлих, "владимирская площадь", "в ожидании годо", "войцек" и другие. На двух сценах труппа исполняет свой разнообразный репертуар, включающий, например, постановку по киносценарию шведского режиссера Ингмара Бергмана "Лицо". Обширная география гастролей и высшие театральные профессиональные премии ( "Золотой Софит" и "золотая маска"), полученные за спектакли разных лет, сами за себя говорят о мастерстве и профессионализме актерской труппы и качестве постановок.
Малая сцена театра им. Ленсовета регулярно предоставляется труппам, не имеющим собственной площадки. Среди прочих, мы выделим небольшой драматический театр (НДТ) под руководством Льва Эренбурга. Обладая небольшим репертуаром в 4 спектакля ("в Мадрид, в Мадрид! ", "Оркестр", "на дне", "Ивановъ"), НДТ, тем не менее, ярко и оригинально смотрится на современной петербургской сцене. - владимирский пр. д. 12 8 (812) 713-2191источник: Ipetersburg. ru.