20 января (8 января по ст.
ст. ) 1845 года указом Николая I дворец у синего моста, построенный в 1839-1844 годах по проекту зодчего Андрея Ивановича штакеншнейдера, получил название мариинского - в честь великой княгини Марии Николаевны.
Резиденция - подарок дочери императора на свадьбу с герцогом лейхтенбергским. Это одно из лучших произведений а. и. штакеншнейдера и шедевр петербургской архитектуры, относящийся к переходному периоду от классицизма к эклектике.
Здание построили на месте бывшего дворца графа и. г. чернышева. При строительстве был использован фундамент постройки Xviii века. 2 января 1845 года новый дворец был освящён.
Главный фасад мариинского дворца со стороны исаакиевского собора имеет традиционную для классицизма симметричную композицию. Центр и крылья здания акцентированы выступами - ризалитами. Два верхних этажа оформлены коринфским ордером.
Несмотря на классическую композицию, облик здания эклектичен. Высокий аттик в центре напоминает о барокко, массивная аркада главного входа отсылает к образам палаццо эпохи возрождения.
При строительстве мариинского дворца были применены передовые технологии с использованием железобетонных конструкций и армоцемента. Из английского портландцемента, который входит в состав искусственного камня, были отлиты декоративные вазоны для украшения входного портала.
Дворцовые интерьеры широкую палитру декоративных мотивов имели. Второй этаж и сейчас занимает парадная анфилада с ротондой и квадратным залом. Эти помещения декорированы с применением ордерных форм в сочетании с интерьерной живописью и скульптурой в традициях античности и возрождения.
В конце XIX - начале XX века дворец начинает использоваться для заседаний государственного совета. В 1907-1908 годах некоторые помещения были перестроены под новые нужды.
В прошлом парадная анфилада заканчивалась зимним садом, а в 1908 году на месте сада по проекту архитекторов Л. Н. Бенуа и М. М. перетятковича был создан большой зал для заседаний законодательного собрания.
В связи с перестройкой начала XX века оказались утрачены первоначальные интерьеры покоев Марии Николаевны. Среди них - кабинет великой княгини в стилистике "Флорентийского Ренессанса", ванная комната в "помпейском стиле", будуар а-ля рококо.
Украшение этих интерьеров и главных парадных залов были выполнены по эскизам а. и. штакеншнейдера. К работам привлекались известные в Петербурге мастера - декораторы - живописец а. к. виги, скульптор Д. и. иенсен.