зед и два нуля / a zed & two Noughts.
Mstr_Videos.
Год 1985.
Страна Великобритания, Нидерланды.
Режиссер питер гринуэй.
Сценарий питер гринуэй.
Оператор Саша вьерни.
Композитор Майкл Найман.
В главных ролях:
Андреа ферреоль.
Брайан дикон.
Эрик дикон.
Фрэнсис барбер.
Джосс экленд.
Джим дэвидсон.
Агнес бруле.
Гузье ван тилборг.
Херард толен.
Кен Кэмпбелл.
Питер гринуэй - британский художник, режиссёр, писатель, либреттист, интеллектуал, мыслитель, куратор многочисленных выставок. В творчестве гринуэя смешение различных стилей искусств происходит. Стилю фильмов гринуэя свойственна тщательная проработка каждого кадра. Он превращает фильмы в потоки прекрасных картин, и за подобной эстетикой сюжет и проблематика картин теряют свою доминирующую роль. Но это всё же не совсем так. Сюжеты творений гринуэя и впрямь часто условны, гротескны, нарочито переусложнены. Но при тщательном рассмотрении во всех них обнаруживается большая продуманность. Проблематика фильмов гринуэя не только чётко выстроена, но и глубока. Частыми темами творчества гринуэя являются проблемы соотношения живого и неживого, хаоса и порядка, прекрасного и отвратительного, симметричного и несимметричного. Гринуэя упрекают и в холодном рационализме, и в избыточной чувственности, и в вульгарном эпатаже, и в вычурном эстетизме. В его фильмах находится место и фактам, и вымыслу, и фальсификации, и науке, и мифологии, и их весьма противоречивому синтезу. Тем не менее, по мнению режиссёра, снимать кино стоит только о двух вещах: о сексе и о смерти. Эрос и танатос становятся конституирующей базой во всех фильмах питера гринуэя, а кинокартина "Зед и два Нуля", учитывая выше перечисленное, является эталонным высказыванием на эту тему.
В фильме "Зед и два Нуля" близнецы - зоологи, чьи жены погибли в автокатастрофе, снимают на пленку процессы распада живой материи. Таким образом они хотят, подобно Дарвину, докопаться до первооснов природной эволюции. Их общая любовница, потеряв в той же катастрофе одну ногу, расстается и с другой (ради симметрии - чрезвычайно характерный мотив для любящего порядок гринуэя. В итоге близнецы, начав как амбициозные "Организаторы Природы", кончают ее добровольными жертвами.
В этом фильме есть и другой мотив - увлечение вермеером, полотна которого один из героев научился подделывать с пугающим перфекционизмом. Искусство - это фальсификация реальности - еще один способ усмирить дикую природу, систематизировать ее, загнать в зоопарк (ZOO - Z и два нуля - по-английски и означают зоопарк. Этим всю жизнь сам занимается гринуэй, хотя прекрасно знает, что все попытки человека преодолеть свою биологию будут стерты в пыль. Цинизм естествоиспытателя уживается в нем с чисто художественным благоговением и религиозным страхом перед хаосом.
Лишь в том случае, если говорить об организации пространства и времени создателями фильма, то надо отметить что действие происходит в по - гринуэевски роскошно обставленных интерьерах: немыслимых размеров кровать, геометрическая точно расставленная мебель, ожившие вермееровские полотна. Также важным местом действия является лаборатория, в которой лежат гниющие животные - мастерская работа оператора с. вьерни делает аппетитными даже разлагающиеся трупы животных. Время стремительно несется вперед - очевидно прочь от гнили - в кадрах с животными, снятых ускоренной съемкой (цейтрафер. О том, что прошло девять месяцев зритель узнает вполне банально - два близнеца (жаль, что не сиамских) - плачут навзрыд на кровати их матери. Живописный, симметричный, захватывающий видеоряд сопровождается музыкой Майкла Наймана, которая является своеобразной пряной специей к блюду, которое гринуэй столь любезно предлагает глазу.
Кино британского кинорежиссёра питера гринуэя невозможно оценивать по устоявшимся в киноискусстве принципам. Его фильмы не просто необычны. Необычными можно назвать почти любого режиссёра, обладающего собственным стилем, от Тарантино до триера. Нет. Кино гринуэя больше чем необычно. Оно невообразимо. Восприятие мира у него совсем другое, своё, безумное. Это можно назвать чем угодно: сюрреализмом, театром абсурда, абстракцией, но ни одно из этих понятий не будет отображать сути происходящего на экране. Это можно лишь фамилией режиссёра объяснить. Верхом творческого безумия гринуэя можно считать фильм "Зед и два Нуля". Это нужно видеть всем без исключения, кто любит кино, особенно авторское и арт - хаус.