Развитие искусства ковроделия в Азербайджане.
Народное прикладное искусство Азербайджана и одна из его ветвей - ковроделие занимают особое место в истории национальной культуры.
Наиболее широко распространенным видом народных ремесел является ковроделие, занявшее прочное место в быту азербайджанского народа и ставшее едва ли не символом народа
. Ворсистые и безворсные ковры, украшенные различными узорами и изображениями, используются для украшения стен и мощения полов в землянках, палатках, юртах, а также жилых домах и других строениях, представляя большое эстетическое значение.
Согласно археологическим материалам и письменным источникам, ковроделием в Азербайджане занимались еще в бронзовом веке (конец II - начало I тысячелетия до н. э. . украшенный изображениями цветов рисунок попоны на глиняной фигурке лошади (II тысячелетие до н. э. ), обнаруженной в г. маку в южном Азербайджане, изображение Льва с накинутой на него попоной на поверхности золотой миски (I тысячелетие до н. э. ), найденной на холме гасанлы вблизи озера урмии и другие Находки показывают, насколько древней историей обладает ковровое искусство в Азербайджане. В ходе археологических раскопок в мингячевире из катакомбных захоронений, относящихся к I - III векам, обнаружены остатки паласов и ковров.
О развитии ковроделия в Азербайджане сообщают Геродот, Клавдий Элиан, Ксенофонт и другие античные историки. В эпоху сасанидов (III - VII века) ковровое искусство в Азербайджане прошло путь дальнейшего развития, изготовлялись великолепные ковры из шелка, золотых и серебряных нитей. О шелковых тканях и разнообразных коврах, изготовлявшихся в Азербайджане, сообщает албанский историк Муса каланкатуйский (VII век. Производство ковров, ткавшихся золотыми и серебряными нитями и украшавшихся драгоценными камнями, в XVI - Xvii веках приняло характер традиции. В средние века основными центрами производства безворсных ковров, ткавшихся золотыми и серебряными нитями, были Тебриз, шамахы и барда. Такие ковры, в силу своей дороговизны изготовлявшиеся большей частью для знати, именовались "Зербаф". Английский путешественник Антони дженкинсон, побывавший в Азербайджане в XVI веке, сообщает о сотканном золотыми и серебряными нитями ковре, которого он увидел в летней резиденции Абдуллы хана в шамахе. Голландский путешественник Xvii века Ян стрейтс сообщает о попоне на лошади правителя шамахи, сотканной золотыми нитями и украшенной жемчугами и драгоценными камнями.
В средневековых письменных источниках встречаются интересные сведения об азербайджанских коврах и их художественных особенностях. В работе "Границы Мира" неизвестного автора X века сообщается о паласах и попонах, изготовлявшихся в мугани, о нахчыванских коврах в стиле "Зили". В эпосе "Китаби Деде Горгуд" воспеваются азербайджанские шелковые ковры, а в произведениях Абул - улы гянджеви, низами и Хагани (XII век) - ворсистые и безворсные ковры.
В Xiii - XIV вв. Из Азербайджана в зарубежные страны экспортировалось большое количество ковров и ковровой продукции. Эти ковры, привлекавшие внимание тонким орнаментом, нежными и изысканными узорами, нашли свое отражение в произведениях и миниатюрах известных европейских художников. Так, в табло "Мария со Своим Младенцем" нидерландского художника XV века Ханса мемлинга дано изображение ширванского ковра, в работе ван Эйка "святая Мария" - зейвинского ковра, а в произведении немецкого художника XV века Ханса холбейна "сваты" - газахского ковра.
Во второй половине Xviii века северная часть Азербайджана стала дробиться на небольшие феодальные ханства - шекинское, бакинское, губинское, карабахское, иреванское, гянджинское, нахчыванское, ширванское. В эпоху ханств производство ковров значительно расширилось, каждое ханство имело свою ковровую мастерскую. Развитие искусства ковроделия в этот период создало предпосылки для формирования ковродельческих школ.
Лучшие образцы ковров и ковровых изделий из баку, губы, шамахи, Гянджи, Шеки, газаха, джавадского уезда и других уголков нашей страны, демонстрировавшиеся на московской выставке "Москва - Политехник" в 1872 году и на общероссийской выставке промышленности и искусства 1882 года, были удостоены золотых и серебряных медалей. Значительную часть экспонатов международных выставок 1872 г. в вене, 1911 г. в Турине, 1913 г. в Лондоне и Берлине, составляли ковры и ковровые изделия из Азербайджана.
Виды безворсных ковров. По своим техническим особенностям азербайджанские ковры делятся на ворсистые и безворсные. Безворсные ковры с ранним периодом развития ткацкого искусства связаны.
Ковровое искусство Азербайджана отличается своими высокими художественными и техническими достоинствами, разнообразием безворсной выделки. Здесь представлены все образцы безворсных ковров, тогда как в ковроделии других стран такие образцы представлены в малом количестве. Исходя из этого, немецкий искусствовед Г. роп в разделе "Кавказские Ковры" своей книги "восточный ковер" доказывает, что кавказские ковры возникли раньше азиатских и что лучшими на Кавказе являются безворсные ковры - килимы. Свое начало безворсные ковры, в целом ковровое искусство берет от первых простейших образцов - циновки, плетня, бурии. Безворсные ковры по стилю ткания, композиционной структуре, богатству орнамента и цветовому колориту делятся на 8 видов:
- Палас;.
- Джеджим;.
- Лады;.
- Килим;.
- Шедде;.
- Верни;.
- Зили;.
- Сумах.
Ковродельческие школы Азербайджана. По географической позиции, особенностям узоров, композиции, цветовому решению и техническим особенностям азербайджанские ковры условно делятся на 7 ковродельческих школ:
1. губинская.
2. бакинская или абшеронская.
3. ширванская.
4. гянджинская.
5. газахская.
6. карабахская.
7. тебризская.
1. расположенный на северо-востоке Азербайджана губинский ковровый центр делится на три части - горную, предгорную и равнинную. К горной части можно отнести централизованные пункты в селах гонагкенд, хаши, Джими, афурджа, ерфи, будуг, гырыз, Джек, салмасоюд.
В предгорной части изготовление ковров сосредоточено в селах амирханлы, алиханлы, пиремсан, билиджи, шахназарли, пирабадил, зейва, Зохрами, сумагоба, хырдагюль - чичи, сырт - чичи, дере - чичи, а в равнинной части - в шабранской низменной зоне - в селах чай гарагашлы, Гаджи гарагашлы, сусенли, гарагашлы, девечи, моллакямаллы и др. К этой школе относятся и ковры, изготовляемые в Дербенте.
Украшения губинских ковров составляют стилизованные растительные, иногда зооморфные мотивы орнаментов, состоящих из геометрических узоров. В коврах этой школы широко распространен и стиль медальонного узора. Самые яркие композиции губинских ковров - "Гадим - Минаре", "гымыл", "алпан", "голлу - чичи", "пирабедил", "гаджигайыб", "гырыз", "Джек" и др.
2. бакинская школа ковров охватывает абшеронские села горадил, новханы, нардаран, бюльбюля, фатмаи, мардакан, Гала, хиля и др., а также расположенный вне абшерона хызинский район и входящие в него села гяди, хил, кеш, фындыган и др. Ковродельческие пункты. Бакинские ковры отличаются большей мягкостью, интенсивностью цвета, оригинальностью художественных элементов и тонкостью узоров. Среди украшений преобладают овалы (так называемые "Гёлы" - ("озера") геометрической формы, растительные элементы с кривыми линиями. В цветовом колорите ковров бакинской группы для промежуточных пространств используется в основном темно-синий, в редких случаях красный и желтый цвета. Большинство этих ковров носит название села, где они изготовлены. В бакинскую группу входят образцы "Хиля - Бута", "хиля - афшан", "новханы", "сураханы", "Гала", "бакы", "горадил", "фатмаи", "фындыган", "гяди" и др.
3. ширванская школа ковроделия охватывает шамаху, мараза, Ахсу, Кюрдамир, газымамед (аджигабул), гёйчай и окружающие их села. В ширванскую группу входят такие композиции как "Мараза", "гобустан", "ширван", "Кюрдамир", "шильян", "ширалибей", "чуханлы", "биджо", "сор - сор", "аджигабул" и др. Богатые, со сложными узорами композиции ширванских ковров известны со средневековья. Ценные сведения о художественной ценности ширванских ковров содержатся в дневниках немецких, английских купцов и дипломатов XVI - Xviii веков. Еще в XIV - XV вв. Эти ковры в табло европейских художников воспевались. Так, нидерландский художник Ханс мемлинг (XV век) в своем произведении "Мария со Своим Младенцем" дал изображение ширванского ковра.
4. гянджинская школа ковроделия охватывает город Гянджу и окрестные села, территории гедабейского, геранбойского, шамкирского и самухского районов. Центром этой школы является город Гянджа, расположенный на северо-западе Азербайджана. Еще в X - XI вв. Гянджа славилась как центр производства шелковых и шерстяных тканей, шелковых ковров. В Гяндже, которая на протяжении многих столетий была центром производства высококачественных ковров, действовали специальные ковродельческие мастерские. Гянджинская школа ковроделия позитивно влияла на ковроделие в окрестных районах.
В гянджинскую школу ковра входят композиции "Гянджа", "гадим Гянджа", "голкенд", "фахралы", "чайкенд", "чайлы", "шадылы", "чыраглы", "самух" и др. Входящий в гянджинскую группу ковер для намаза "Фахралы" по своим высоким художественным качествам и стилю ткания отличается от других ковровых композиций.
5. в газахскую школу ковроделия входят газахский, борчалинский на территории Грузии и гёйчинский на территории Армении ковродельческие центры.
В газахский пункт ковроделия входят старинный азербайджанский город газах и окрестные села, а также агстафинский и товузский районы.
Гёйчинский ковродельческий центр охватывает памбак, лембели, Иджеван, гарагоюнлу и территорию вокруг озера гёйча (ныне Севан.
Борчалинский ковродельческий центр охватывает борчалинский, гараязинский, гарачопский, гачаганский ковровые пункты.
В газахскую группу входят ковры таких композиций, как "Шыхлы", "борчалы", "гаймаглы", "гарагоюнлу", "гараязы", "гарачоп", "гачаган", "дагкесемен", "демирчилер", "кемерли", "гёйчали", "салахлы" и др.
В коврах этих школ малым количеством красок создается гармоничный колорит. Узоры гянджинских и газахских ковров еще в средние века привлекали внимание европейских художников, изображения этих ковров даны в работе итальянского художника XV века Карло кривело "Добрая Весть" и в табло немецкого художника XV века Ханса холбейна "сваты".
6. карабахская школа ковроделия, расположенная на юго-западе Азербайджана, развивалась в двух регионах - нагорной и низменной зонах. Нагорная зона Карабаха еще начиная с X века упоминается в письменных источниках арабскими историками ал - мугаддаси, масуди и другими как крупный центр ремесла, занимающийся переработкой шерсти и хлопка, а в XIX веке основную роль в производстве ковров играли г. Шуша, села дашбулаг, довшанлы, Гиров, трнивиз, малыбейли, чанахча, туг, туглар, гадрут, мурадханлы, Гасымушагы, губадлы, гозаг, мирсеид, багырбейли, ханлыг, тутмас. В низменных районах, которые, безусловно, лучше обеспечены сырьем, основное место в производстве ковров играют Джабраил, Агдам, барда и Физули. К каждому из этих центров относились множество сел, население которых активно изготовляло ковры на продажу. По художественной структуре, технологическим особенностям и цветовому решению к карабахской ковровой школе относятся зангезурский и нахчыванский центры ковроделия. К классическим образцам карабахской школы ковроделия принадлежат такие ковровые композиции, как "Аран", "багчадагюллер", "балыг", "буйнуз", "барда", "бахманли", "гарабаг", "годжа", " Гасымушагы ", "лемберани", "муган", "талыш", "Лемпе" ("лампа"), "малыбейли", "хангервенд", "ханлыг", "хантирме", "челеби", "шабалыдбута" и др. В Карабахе широко распространены ковровые комплекты - гябе из 5 ковров, приспособленные к интерьерам домов.
Город Шуша был основан в начале 1750-х годов карабахским ханом панахали. На первых порах город назывался панахабадом и долгие годы служил столицей карабахского ханства. В Xviii веке карабахская школа ковроделия была сосредоточена в Шуше. Наряду с коврами классического рисунка в Шуше ткались новые ковровые композиции - "Багчадагюллер", "сахсыдагюллер", "булуд" и др., украшенные узорами, взятыми с доставлявшихся из России и Европы подносов, ароматического мыла, ситца и других бытовых предметов. Карабахские ковры имеют богатейшую красочно - цветовую палитру, которая отражает в себе самые тонкие оттенки красок природы Карабаха. По сложившимся с древнейших времен традициям, фон в промежуточных участках азербайджанских ковров исполняется красной краской. Наряду с растениями, краски получают и от насекомых, среди которых наиболее распространенным источником красной краски служил кошениль, называвшийся в народе "Гырмыз Боджейи", "гурд гырмыз", "палыд джуджусу".
7. 10 февраля 1828 г. в селе туркменчай вблизи Тебриза был подписан российско - иранский мирный договор, положивший конец войнам между этими странами в 1826-1828 гг. в соответствии с условиями туркменчайского договора, северная часть Азербайджана вошла в состав России, а южная часть, включающая города Тебриз, ардебиль, урмия, хой, марагу, меренд, маку и другие, осталась под иранским гнетом. Таким образом, Азербайджан был разделен надвое, и с тех пор в обиход вошел термин "Южный Азербайджан". С этого времени образцы тебризской школы ковроделия стали известны во всем мире как иранские ковры.
Тебризская школа ковроделия - наиболее старинная и известная в Азербайджане школа ковроделия, охватывает Тебриз, ардебиль, марагу, меренд, маку, хой, урмия, зенджан, гараджу, херис, сераб, ахмедабад, мириш, эхэр, салмас, гореван, сенну, гарадаг и другие ковродельческие пункты. Жившие на этой территории тюрко - язычные племена исстари играли важную роль в возникновении и развитии коврового искусства, в разное время оказывали значительное воздействие на формирование иранского ковроделия. В средние века Тебриз принадлежал к числу важнейших торговых центров и богатейших городов Востока, что в совокупности с торговыми связями с Европой привело к быстрому развитию ковроткачества.
Тебризская школа ковроделия уже в XI - XII вв. Переживала период расцвета, а в Xiii - XIV вв. Усвоила художественные особенности тебризской школы миниатюры, а в XVI - Xvii вв. Достигла высокого уровня развития. Ворсистые и безворсные ковры, относящиеся к этой школе, отличаются художественным оформлением, гармонией красок, разнообразием орнаментальных украшений. Тебризская школа ковроделия по основным ковровым композициям делится на две группы - тебризскую и ардебильскую. В тебризскую группу входят композиции "Тебриз", "бахшайыш", "гараджа", "гореван", "херис", "лечектурундж", "афшан", "агачлы", "овчулуг", "дорд фесил", в ардебильскую группу - "ардебиль", "шейх Сафи", "шах Аббас", "сараби", "зенджан", "мир" и "ачма - юмма". В тебризской школе ковроделия знамениты и такие классические композиции, как "Баг - Бехишт", "баг - меше", "балыг", "бута", "дервиш", "кятабали", "гордест", "голлу - гюшели", "гюлданлы", "Лейли ве меджнун", "мешахир", "Мун", "намазлыг", "неджаглы", "сервистан", "сердари", "саханд", "силсилеви лечек", "Фархад ве Ширин", "Хайям", "хатаи", "хеддад", "черхи - гюль", "джейранлы" и другие. Сотканный в Тебризе знаменитый ковер "Шейх Сафи" в композиции "лечектурундж" (площадь 56, 12 кв. м., 1539 г., музей Виктории и Альберта, Лондон) является лучшим образцом орнаментальных ковров и жемчужиной тебризской школы ковроделия.
Развитие ковроделия в XX веке. Последующий период развития азербайджанского коврового искусства приходится на середину XX века. В этот период развитие коврового искусства в Азербайджане шло по нескольким направлениям и носило многоплановый характер. Традиции ковроткачества в районах и селах республики продолжались отдельными мастерами - ковроделами. В сотканных ими по традиционным рисункам коврах наглядно проявляется творческое отношение к классическим композициям. Одновременно, в ковроделии возникают новые композиции, элементы узора. В новых рисунках преобладает склонность к растительн 6 ым узорам, выполненным относительно кривыми линиями, изображениям людей, зверей и птиц, к сюжетным композициям, созданным в лирическом и романтическом стиле. Другим направлением развития коврового искусства является деятельность производственного объединения "Азерхалча". Изменения, творчески внесенные мастерами в традиционные узоры, озера и цвета в коврах, изготовляемых.