Выставка "мудрено сотворено.
Русский женский костюм из собрания маэ ран. К 175-летию русского географического общества".
На выставке представлены удивительные по красоте и редкости предметы, собранные во второй половине XIX века для этнографического музеума рго и позже, в 1891-м году, переданные на хранение в музей антропологии и этнографии
. Многие из этих предметов были созданы лет 200 назад, а выставляются впервые! Мы предлагаем рассмотреть экспонаты и прочитать рассказы куратора выставки, старшего научного сотрудника отдела этнографии восточных славян и народов европейской части России Людмилы Сергеевны Лаврентьевой.
Полотенца.
Вы можете задать вопрос: "почему на выставке представлено такое большое количество полотенец? Этот обыденный предмет самые разнообразные функции выполнял. Большая часть богато украшенных вышивкой, кружевами, шелковыми лентами и полосами кумача полотенец, а именно такие полотенца и составляют значительную часть этой категории вещей, хранящихся в музейном фонде, использовалась для украшения интерьеров и применялась преимущественно в семейной обрядности и других ритуалах. Декоративные полотенца украшали проемы окон, двери, их вешали на "кiлок" (деревянный гвоздь), красный угол, а позже ими обрамляли портреты, которые появились на месте икон или рядом с ними.
Полотенца к образам были, конечно же, наделены особой святостью и навсегда исключались из мирского обихода. Известно, что прихожане, заботясь о благолепии своего храма, делали небольшие или крупные пожертвования. И полотенца жертвовали.
Ширина полотенца была неизменной - 40 сантиметров. Длина же разная в зависимости от назначения.
Вышивка на полотенцах чаще всего монохромной была. Использовали такие яркие красители, как ализарин - красный и индиго - синий, которые обеспечивали прочность окраски к свету, мытью и золению. Старинные тканые рушники двусторонней техникой вышивались.
Орнаментация рушников имеет древние традиции. Часто композиции вышитых рушников представляли растущие из вазона цветы или вообще цветущее дерево, на котором размещены стилизованные птицы. Вышитые рушники имеют богатую кайму. Нижняя поперечная кайма представляет выразительную полосу - "Подзор".
Полотенца в основном девушки вышивали. Они вышивали полотенца для своей свадьбы и других ритуальных надобностей в будущей брачной жизни. Полотенца входили в приданое и в дары невесты. Входя в дом супруга, невеста с большим почтением относилась к переднему углу избы, куда вешала одно из лучших своих полотенец.
В добрачной жизни девушка вышивала сама, часть полотенец ей отдавала мать (которые она тоже вышивала в девичестве), иногда невеста обращалась и за помощью к подругам, родственникам или односельчанам. Можно сказать, что, вышивая полотенце, рукодельница четко представляла назначение этого полотенца. Делалось ли оно на икону, дарилось ли на свадьбу или по случаю рождения ребенка.
Какие ткани использовали на полотенца? Это было домотканое льняное полотно, портно. Часто тонкое, хорошо отбеленное. На концы полотенец использовали кумач, коленкор, миткаль, кисею, шелковые ленты, кружево. Термины, связанные с названиями вышивки и ее рисунка, как "Узоры", "украсы", "вычуры" - семантически восходят к терминам, обозначающим "свет", "небо", "солнце".
Самым распространенным сюжетом вышивки на полотенцах - божниках были храмы и церкви. Популярным мотивом в вышивке был павлин. В народном представлении павлин - это птица женского рода: пава - птица, пава, павлина. Обычно птицы вышивались в профиль, с хохолком и пышным хвостом. Другой популярный мотив русской вышивки - конь. В сложных композициях кони на себе всадников или дерево несут. Часто встречаются и такие мотивы - женская фигура и дерево. Женщина изображается с птицами в руках и чередуется с деревом. Человеческая фигура как бы пронизана растениями, птицами. В вышивках северных областей можно часто видеть львов (барсов. Эти образы заимствовались из средневековой литературы, византийских и итальянских тканей, из белокаменной резьбы владимиро - суздальских храмов.
Иногда вышивальщица на конце узора помещала лишь часть основного сюжетного рисунка - сколько уместилось. Это явление как отмечали многие исследователи, не редкость в народной вышивке разной техники и с разными сюжетами: иногда узор прерывался на половине изображения птицы, всадника, здания и т. д. кунсткамера_выставка рго.