Усадьба купца петра Щукина в Москве на малой грузинской.
д. 15 русский_стиль.
Сейчас в зданиях на малой грузинской улице находится государственный биологический музей имени к. а. Тимирязева, обосновавшийся здесь с 1934 года. А на самом деле, этот комплекс зданий был построен как музей российских древностей Петром Ивановичем Щукиным в 1892-1915 годах. Эти нарядные домики память о великом меценате России хранят. Дом номер 15 по малой грузинской - объект культурного наследия.
Купеческий род щукиных происходил из города Боровска. Первое упоминание о нём к Xvii веку относится. Василий Петрович Щукин (дед будущих коллекционеров - Сергея и Петра) перебрался в Москву после 1812 года, перешел из старообрядцев в православные и торговал мануфактурным товаром.
Пётр Иванович Щукин - сын уже широко известного в Москве фабриканта, Ивана Васильевича Щукина. У Петра Щукина было ещё четыре брата - Дмитрий, Николай, Иван и Сергей. Братья Пётр и Сергей остались в истории как меценаты и коллекционеры искусств. Пётр Щукин получил европейское образование, а с 1878 года стал совладельцев торгового дома "И. В. Щукин с Сыновьями". Собирательские интересы П. и. Щукина привели его в круг московских коллекционеров, а торговые интересы - торговля тканями, во многом определили его собирательскую деятельность в самом начале. Первая восточная коллекция из ковров и тканей состояла.
С начала 1890-х годов он коллекционированием памятников отечественной истории увлёкся. Щукин приобретал старинные предметы не только на ярмарках в городах России, но и у антикваров Европы. Важным источником пополнения щукинского собрания аукционы и выставки были. От частных лиц и знакомых поступали многочисленные дары. К концу 1890-х годов Петр Иванович из коллекционера любителя превратился в коллекционера - знатока и профессионала. А. П. Бахрушин назвал его самым серьезным собирателем из всех известных. И хотя в быту он слыл очень прижимистым человеком, никогда ничего не жалел для своего музея.
В 1891 году П. и. Щукин приобрел большой участок земли в малых грузинах, когда-то входивший в усадьбу князя Леона грузинского. Здесь он специально для хранения своих коллекций по русской истории выстроил дом в стилистике древнерусской архитектуры. Дом украшали острые щипцы на кровлях, резьба и поливные изразцы производства заводов М. с. Кузнецова. Внутри дома были сделаны росписи на стенах и потолках, скопированные из подлинных документов, поставлены изразцовые печи. В течение 1892-1893 годов постройка была завершена. Проект был выполнен архитектором б. в. фрейденбергом, который вместе с заказчиком изучал старинные гравюры, отыскивал любопытные детали в древнерусских храмах.
Строительство в несколько этапов и при участии различных зодчих шло. Первое здание было возведено в 1892-1893 гг. в глубине участка б. в. фрейденбергом. В духе ярославского зодчества, он построил "Древнерусский Терем" - со ступенчатым шатровым крыльцом, крышами "в шахматы", флюгерами в виде флажков и двуглавых орлов. На восточном фасаде был выполнен миниатюрный балкон - копия балкона палат бояр Романовых на Варварке. Верхний этаж был отделан кирпичом с многоцветными изразцами и круглым медальоном с барельефом в виде крылатого единорога, а нижний украшен "Бриллиантовым" (четырехгранным) рустом. Аналогичны интерьеры: росписи по сводам с растительным мотивом, изразцовые печи и "Дыньки". В 1895 году частный общедоступный музей "Российских Древностей" - краснокирпичный терем с расписным двуглавым орлом на крыше, был открыт для посетителей.
Коллекция росла стремительно. В 1896-1898 гг. а. э. эрихсон выстроил вдоль красной линии улицы второе здание - тоже "Псевдорусское", но более просторное. Два корпуса были соединены подземным тоннелем, вдоль стен которого тоже располагались экспонаты. Завершил ансамбль одноэтажный корпус для музейного склада и архива (1905, арх. Ф. н. Кольбе. Хотя три здания созданы разными зодчими, они отлично гармонируют друг с другом.
Собрание уникальным было. В сказочном тереме хранились драгоценные памятники отечественной культуры: старинное оружие, ключи, самовары, веера, ордена, медали, ткани, ковры, шпалеры и гобелены, посуда и драгоценности. Были здесь персидские рукописи и китайские свитки, индийская бронза и японские ширмы, турецкие ковры. Церковный отдел включал собрание икон - на досках и вышитых золотом. В рукописном отделе можно было обнаружить архивы декабристов и знатнейших дворянских фамилий, государственных деятелей и писателей.
В 1905 г. Щукин подарил коллекцию и здания историческому музею, но остался хранителем собрания и продолжал пополнять его. В нем существовали отделы церковных древностей, оружия, тканей, ковров, гобеленов, шпалер, драгоценностей, посуды. Гордостью Щукина была обширная картинная галерея. После его смерти в 1912 г. музей был упразднен, а экспонаты перевезены в исторический музей.
В результате щукинская коллекция в собрании исторического музея растворилось. Далее в советское время коллекцию стали делить между собой вновь создаваемые музеи. Экспонаты восточного отдела оказались в музее искусств народов Востока, русские картины - в третьяковской галерее, а часть коллекций прикладного искусства - в оружейной палате, ноты попали в библиотеку московской консерватории, а книги - в историческую библиотеку. Дома на малой грузинской вместе с землей забрали у исторического музея, какое-то время в нем располагалось общежитие, а с 1934 года здесь разместился биологический музей имени к. а. Тимирязева, хотя внешний облик этого здания мало соответствует биологии. Но этот уголок Москвы хранит память о замечательном коллекционере и меценате Петре Ивановиче Щукине. Вдоль "Нового" корпуса была выстроена отдельно стоящая оранжерея.