Троице - сергиева лавра.
"Велика и прекрасна сегодня лавра преподобного Сергия, величественна ее более чем шестисотлетняя история, бесценны духовные сокровища ею хранимые.
Здесь - всюду благодатный покров ее устроителя и первого игумена, и тысячи тысяч людей с верою притекающих к мощам преподобного, обретали и обретают утешение и наставления. Патриарх московский и всея Руси Алексий II.
Прославленная обитель живоначальной троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году.
На протяжении столетий троице - сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников русской православной церкви и в их числе преподобные Никон Радонежский, Максим грек, духовные писатели преподобный Епифаний премудрый и Пахомий логофет. Священноархимандритами лавры были святители московские Филарет (дроздов; \u2020 1867) и Иннокентий (Вениаминов; \u2020 1879), а также священномученик митрополит Владимир (богоявленский; \u2020 1918. В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. За свою долгую историю троицкий монастырь неоднократно нападениям неприятелей подвергался. В 1608 - 1610 годах обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско - литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч. Беспримерная по мужеству оборона троицкого монастыря ознаменовалась чудесными явлениями преподобного Сергия Радонежского и других угодников божиих, укреплявших дух героических защитников православной твердыни.
В 1744 году монастырь получил почетное наименование лавры. Славный период в истории лавры связан с именем митрополита московского Платона (Левшина; \u20201812. В Xviii - XIX веках в окрестностях лавры возникли вифанский монастырь, боголюбский, черниговско - гефсиманский скиты и скит параклита. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с лаврой, явили миру замечательных старцев - подвижников. В 1920 году троице - сергиева лавра была закрыта. В ее зданиях с 1920 года разместился историко - художественный музей, другие учреждения. Часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в первый послевоенный год. В великую субботу 1946 года ожившие лаврские колокола возвестили о первом после закрытия лавры богослужении в успенском соборе. Возобновленный монастырь и ныне занимает выдающееся место в жизни русской церкви. В его стенах в 1971, 1988, 1990 годах проходили поместные соборы. Тысячи паломников стекаются в троице - сергиеву лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Святые ворота - главный вход в монастырь - расположены в восточной его стене. Башня над вратами называется красной и построена в середине XVI в. высота башни до карниза - 14 м, размер в плане - 155 х 12 м. в стенах этой четырехъярусной башни было сделано 58 бойниц. Сферическая кровля над башней, увенчанная куполом и крестом, была сооружена в 1856 г. фигурный портал, украшенный полуколоннами и карнизами из белого камня, пристроен к красной башне в 1807 г.
Внутри святые врата украшены фресковой росписью на темы жития преподобного Сергия.
У святых врат братия обители встречает святейшего патриарха московского и всея Руси, а также почетных гостей во время их посещения троице - сергиевой лавры.
Церковь рождества Иоанна предтечи (предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в. монастырской стены несколько далее к Востоку располагались святые врата - главный вход в монастырь. Церковь возведена в 1692-1699 гг. на средства знаменитого купца и промышленника Г. Д. Строганова (1656-1715.
Церковь заслуженно относится к числу лучших построек строгановского направления стиля московского барокко. Увенчанная изящным пятиглавием и украшенная богатым резным декором, выделяющимся на фоне красных стен, она служит прекрасным оформлением главного входа в монастырь, чем и определяется ее роль в архитектурном ансамбле монастыря.
Настенная роспись в церкви рождества Иоанна предтечи была восстановлена в 1948 г. и воспроизводит несохранившуюся роспись 1872 г. украшающий сейчас храм резной иконостас XIX в., выполненный в стиле классицизма, установлен также в 1948 г. в притворе церкви сохранилась изразцовая печь Xvii в.
Троицкий собор - главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным никоном "в Честь и Похвалу" основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (\u20201392. В троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия - главная святыня обители.
Белокаменный троицкий собор является одним из важнейших памятников Ранне - московского зодчества. С троицкого собора началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425-1427 гг. преподобными иконописцами Андреем рублевым и Даниилом черным, к сожалению, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 г. и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи. Главное художественное сокровище троицкого собора - его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1-й трети XV в. преподобным Андреем рублевым и мастерами его круга.
В троицком соборе принимают монашеский постриг братия обители.
Никоновская церковь расположена с южной стороны троицкого собора, вплотную к нему. Храм был воздвигнут в 1548 г. над гробом преподобного Никона Радонежского (\u20201428), ученика и преемника по игуменству основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского.
Расположенный к Востоку от троицкого собора, храм сошествия святаго духа (духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря. Церковь была построена псковскими мастерами в 1476 г. и представляет собой уникальный для московской архитектуры XV в. пример церкви с подкупольной звонницей (церкви "иже под Колоколы". Висевший на звоннице церкви особый - "Всполошной" - колокол во время польско - литовской осады монастыря 1608-1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности.
Храм украшает иконостас розового дерева, иконы для которого выполнены в середине XIX в. лаврскими иконописцами.
В храме, у северной его стены, почивают святые мощи преподобного Максима грека (\u2020 1556), а у южной стены - преподобного Антония Радонежского (\u20201877.
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна грозного, строился на протяжении 1559-1585 гг. по своей архитектуре пятиглавый успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору московского кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм троицкого монастыря, но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря. Успенский собор соборную площадь с Востока ограничивает.
Под стать величественному собору и фресковая живопись, покрывающая его стены, столпы и своды. Она была выполнена в 1684 г. артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала Xviii в. с иконами Xvii в. и два прекрасных бронзовых паникадила работы оружейной палаты (Xvii в..
Главными святынями собора являются покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита московского и преподобного Максима грека, открытые для поклонения в теплое время года, когда успенский собор становится главным храмом, в котором совершаются монастырские богослужения.
Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу Xvii в.
Часовня по форме подобна миниатюрному четырехъярусному храму, увенчана куполом и крестом и, как другие постройки монастыря конца Xvii в., богато украшена резьбой и покрыта многоцветной росписью. Строгие белые стены величественного успенского собора, рядом с которым расположена надкладезная часовня, подчеркивают праздничность ее убранства.
Церковь преподобного Сергия с трапезной палатой (трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686-1692 гг. трапезная палата, площадью более 500 м 2, являющаяся одним из самых больших помещений своего времени, перекрытых сводом без промежуточных опор, предназначалась для торжественных приемов и праздничных трапез. В середине XX в. здесь проходили заседания поместных и архиерейских соборов русской православной церкви.
По своей архитектуре и исключительному богатству декора фасадов трапезная церковь относится к лучшим образцам московского барокко. Покрытые разноцветной росписью "в Шахмат" стены, резные белокаменные полуколонны и обрамления окон, величественная, совершенная в своих пропорциях кровля, придают зданию церкви особую выразительность.
Церковь преподобного Сергия с трапезой играет исключительно важную роль в архитектурном ансамбле монастыря, во многом определяя торжественную динамику его развертывания на пути от святых врат до троицкого собора.
Первоначальный иконостас церкви до нас, к сожалению, не дошел, а украшающий ее теперь позолоченный иконостас Xvii в. из разрушенного московского храма "Никола Большой Крест" является замечательным памятником древнерусского резного искусства.
В 1956 г. в трапезной палате освящены приделы в честь святителя Иоасафа белгородского (на северной стороне) и преподобного Серафима саровского (на южной. В зимнее время трапезный храм становится главным храмом монастырских богослужений, совершающихся в нем в 5 час. 30 мин. И в 9 час. 30 мин. (Божественные литургии) и в 17 час. (Всенощные бдения. В это же время в нем для поклонения открыты мощи святителей Филарета и Иннокентия.
Колокольня троице - сергиевой лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы новодевичьего монастыря и на 6 м - колокольни Ивана великого в московском кремле.
Окончательный архитектурный облик, благодаря которому лаврская колокольня получила заслуженную славу красивейшей на Руси, придал ей замечательный русский архитектор Д. в. Ухтомский. Пятиярусная колокольня, отличающаяся исключительной стройностью и изяществом, изысканностью убранства, является одним из лучших памятников русской архитектуры Xviii в.
Колокольня достойно завершила формирование уникального архитектурного лаврского ансамбля, став его высотной доминантой и объединив тем самым все другие архитектурные сооружения соборной площади.
На колокольне размещалось уникальное собрание лаврских колоколов, сильно пострадавшее в 1930 г., когда были разбиты 25 колоколов, в том числе и самый большой на Руси - царь-колокол, весом 4 тыс. Пудов (64 т. . вес вновь отлитого в 2003 г. для лаврской колокольни царь-колокола составляет 72 т.
Михеевская церковь, воздвигнутая в 1734 г. над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, располагается у северо-западного входа в трапезный храм. Престол церкви освящен в честь явления божией матери преподобному Сергию, свидетелем которого был преподобный Михей.
Небольшое по размерам здание михеевской церкви завершено сложной "Голландской" кровлей и миниатюрной главкой с крестом. Изящность пропорций михеевской церкви особенно подчеркивает расположенный рядом с ней монументальный трапезный храм. Орнаментальная роспись стен церкви относится к XIX в.
В храме установлен миниатюрный резной иконостас Xviii в. из домовой церкви митрополита Платона (Левшина. Стены церкви внутри украшены масляной росписью XIX в.
Главной святыней михеевской церкви являются покоящиеся в ней под спудом мощи преподобного Михея, в день памяти которого, 6/19 мая, в ней совершается божественная литургия.
Церковь смоленской иконы божией матери (1746 - 1753).
Церковь смоленской иконы божией матери (одигитрии) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади. Церковь сооружена в 1746 г. по проекту архитектора Д. в. Ухтомского и освящена в 1753 г.
Небольшой, круглый в плане, храм, завершенный гармоничной формы куполом и световым фонарем с миниатюрной фигурной главой и крестом, является прекрасным образцом архитектуры елизаветинского барокко, но с удивительным художественным тактом вписан в древний ансамбль монастыря.
Бирюзовые стены церкви украшены ритмически чередующимися белыми сдвоенными пилястрами и резными белокаменными обрамлениями двух ярусов окон. С четырех сторон храм окружают идущие вдоль его стен лестницы - всходы.
Первоначальный иконостас церкви, к сожалению, не сохранился. В настоящее время ее украшает замечательный резной иконостас из разобранной московской церкви Параскевы пятницы, что на пятницкой улице, выполненный в 1748 г. по проекту Д. в. Ухтомского.
Бассейн для освящения воды, с сенью над ним в виде изящного шатра с куполом и крестом, был сооружен в 1872 г. на соборной площади, между надкладезной часовней и обелиском. В центре бассейна установлен крест, из горизонтальной перекладины которого в бассейн стекает целебная вода, поступающая из успенского кладезя.
Трехэтажное здание казначейского корпуса замыкает собой с Запада соборную монастырскую площадь. В настоящее время фасад корпуса ограничен с севера больничными палатами с церковью преподобных Зосимы и Савватия соловецких, а с юга - пристроенной к нему трехэтажной лестничной башней.
Ныне первый этаж здания отведен под административные помещения, а второй и третий - под братские келлии.
Митрополичьи (ныне - патриаршие) покои расположены вблизи юго-западного угла монастыря, южнее троицкого собора, и являются резиденцией настоятеля монастыря, патриарха московского и всея Руси, во время его пребывания в обители. Здание расположено на крутом южном склоне холма маковец и имеет с северной стороны два этажа, а с южной три. На верхнем этаже располагается домовая церковь покоев, престол которой был освящен в 1949 г. во имя праведного Филарета милостивого.
Здание митрополичьих покоев, примыкающее к трапезному храму, было построено одновременно с ним, в 1687-1692 гг. его парадный фасад, выполненный в 1778 г. в стиле барокко, оформил южную сторону небольшой уютной площади между никоновской церковью и трапезным храмом. Главный вход в митрополичьи покои украшен колоннами, капители которых поддерживают балкон с изящной кованой решеткой.
В убранстве интерьеров парадных комнат верхнего этажа следует особо отметить богатую лепнину и роспись на сводах, выполненные в 1777-1778 гг. в стиле барокко, и старинные изразцовые печи с растительным орнаментом.
Пятницкая башня - угловая юго-восточная башня монастырской стены. Она была выстроена в 1640 г. ее предшественница была разрушена взрывом во время польско - литовской осады 1608-1610 гг. высота башни до карниза составляет 22 м, размер по диагонали - 21 м. свое название башня получила по располагающейся перед ней у подножия монастырского холма пятницкой церкви.
Восьмигранная шестиярусная пятницкая башня с ее 77 бойницами - одна из самых мощных боевых башен монастыря. Низкая шатровая кровля, покрывающая ныне башню, была сделана после пожара в 1923 г.
Сушильная башня находится в восточной монастырской стене, между успенскими воротами и угловой уточьей башней. Сооруженная в середине XVI в., башня дошла до нас почти без изменений. Завершавший ее в Xvii в. высокий шатер со сторожевой вышкой восстановлен в 1971 г. высота башни до карниза составляет 15 м, размер башни в плане - 14 х 9 м. в стенах этой четырехъярусной башни было сделано 50 бойниц. Свое название башня получила от располагавшегося в ней хозяйственного помещения - сушила. Уточья (житничная) башня - угловая северо-восточная башня монастырской стены. Современный вид она получила в конце Xvii в. при перестройке ее верха. Высота башни до.