Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

"Теремной Дворец в Московском Кремле" Василий Поленов на пленэре писал.

10.08.2024 в 10:29

Наталья швец.
Картину "теремной дворец в московском кремле. Наружный вид" василий Поленов написал на дереве. Это был подготовительный пленэрный этюд к большому полотну на историческую тему. К сожалению, художник не воплотил задумку в жизнь, но оставил нам чудесный кремлёвский вид. Павел третьяков приобрёл его у самого автора.


Теремной Дворец в Московском Кремле Василий Поленов на пленэре писал.
Во время своей пенсионерской командировки в Европу 1872-1876 годов Василий Поленов задумал написать картину на сюжет из русской истории "Пострижение Негодной Царевны". Вернувшись на родину, художник поселился в Москве.
Замысел его не оставлял … и совершенно очарованный русским зодчеством и многообразием кремлёвских построек, он сделал несколько живописных этюдов с изображением внешнего и внутреннего убранства соборов и дворцов московского кремля.
Сама же картина так и не была написана. Никто сейчас не может точно сказать, какую неугодную царевну собирался изобразить Поленов и каким задумывался сюжет. Зато остались замечательные подготовительные работы, среди которых "теремной дворец в московском кремле. Наружный вид". Полотно в государственной третьяковской галерее находится.

"Теремной дворец в московском кремле. Наружный вид".
В центральной части этюда "теремной дворец в московском кремле. Наружный вид" изображён фрагмент южного фасада здания - памятника архитектуры Xvii века, построенного в 1635-1636 годах по приказу Михаила Фёдоровича как парадные царские покои. За ним можно рассмотреть главку одной из домовых церквей царской семьи. Слева виден фрагмент златоверхого теремка, верхнего яруса дворца.

Следует отметить, что во всех так называемых кремлёвских этюдах молодой художник стремился передать не столько архитектурные особенности памятника, сколько хотел показать его во взаимодействии с природной средой. Делая эскизы, Поленов применял приёмы пленэрной живописи, выведя на первое место цветные тени. Его привлекала подвижная игра света, он выбирал эффектные ракурсы, выделял наиболее выразительные фрагменты архитектуры, срезая композицию. В итоге, сумел добиться разнообразия палитры и передал благородные цвета древних фресок, разноцветные узоры на стенах и элементах декора зданий кремля.
Все постройки к Xvii столетию относятся. Сейчас окраска их стен отличается от той, что можно видеть на этюде Поленова.
Первые каменные царские палаты.
Теремной дворец - это первые каменные царские палаты в Москве. Кроме того, их особенностью была анфиладная планировка - первый пример такой постройки на Руси. Строительством под руководством Антипы Константинова занимались мастера Ларион Ушаков, Бажен огурцов и трефил шарутин.

Основанием для возведения новых царских покоев были построенные алевизом Фрязином палаты Ивана III. Три новых этажа надстроили над двумя существующими с отступом от наружного края, создав вокруг дворца открытую обходную галерею. Толщину стен помогли уменьшить погашавшие давление сводов железные связи. Главный вход в Терема с Востока располагался. На уровне подклета было построено парадное постельное крыльцо (боярская площадка), куда от церкви спаса на бору вела постельная лестница.
С боярской площадки по открытой золотой лестнице (нижнему золотому крыльцу) можно было подняться на передний каменный двор или верхоспасскую площадку. Золотая лестница с 1670-х годов запиралась у верхоспасской площадки вызолоченной решёткой из меди. С верхоспасской площадки через верхнее золотое крыльцо, украшенное шатровыми рундуками, можно было пройти на четвёртый этаж дворца, в царские покои. Последний этаж, "Верхний Теремок", был возведён в 1637 году. Он был построен с отступом от наружных стен четвёртого этажа, поэтому тоже окружён открытой террасой (верхним каменным двором.

Таким образом всё здание теремного дворца получило своеобразную ступенчатую ярусную композицию с открытыми лестницами и крыльцами.
Преображение Хитро "Зело".
Возведение теремного дворца важной частью большого строительства в кремле стало. Летописцы отмечали, что преображение покоев государя "Зело Хитро", "зело причудно". В 1637 году мастер Иван Осипов расписал крышу серебром и сусальным золотом, в окна вставил цветные слюдяные оконницы. Роспись комнат дворца проводилась под руководством иконописца симона Ушакова.
Окончательный облик дворца сформировался в царствование Алексея михайловича. Около здания вдоль боровицкого холма были устроены сады и оранжереи, ставшие дополнительным украшением кремля.
Что случилось с теремным дворцом.
После того, как столицу перенесли в Санкт-петербург, о строениях внутри кремля забыли и они медленно ветшали, как это случилось с дворцом в коломенском. Однако теремному дворцу можно сказать повезло. Перед коронацией Екатерины его отремонтировали. Случилось это в 1723 году. Второй раз его ремонтировали в 1743 году уже перед коронацией "Весёлой Правительницы" Елизаветы.

Именно она приказала использовать теремной дворец под хранилище царской оружейной и большой казны. Подобная практика продолжалась до 1810 года.
Во время отечественной войны 1812 года в нём квартировала наполеоновская свита, а потом, до 1838 года, жили придворные служащие.
В 1836-1837 годах дворец реконструировали. Работы велись под руководством академика Фёдора Солнцева и группы архитекторов, в которую входили Константин тон, Пётр Герасимов, Иван мироновский, Фёдор Рихтер и другие.
Со зданием обратились вольно.
К сожалению, с древним зданием обращались вольно, уничтожая подлинные детали и добавляя новые. Только в том случае, если посмотреть сохранившиеся архивные документы и чертежи, то эту реставрацию скорее можно назвать проектированием в заданном стиле.
Архитекторы искали выигрышный размер окон и рисунок наличников, по-разному проектировали дворцовые галереи. Простые обрамления окон третьего этажа с чередовавшимися треугольными и лучковыми фронтонами заменили белокаменными наличниками, выполненными по образцу окон четвёртого яруса.

По предложению президента дворцовой конторы Льва боде со стороны кухонного двора к теремам пристроили лестничную башню. Во всех покоях в пятах сводов были установлены резные орлы, основанием для чего послужили резные камни на соответствующих местах в моленной, разнообразные по сюжету и отличающиеся характером рисунка от сделанных прежде.
Интерьеры.
Интерьеры дворца дополнили изразцовые печи, резная деревянная мебель, найденная на чердаках и в подвалах загородных дворцов и дубовые оконные рамы с цветными стёклами.
Как потом вспоминал Федор Солнцев, обстановку для девяти комнат делали по найденной в коломенском и Измайлове мебели.
Вот как он об этом пишет: "отыскался карниз кровати, для которой сделаны были подходящие по рисунку колонны; нашлись наволочки, подушки, ковёр, вышитый царевной Софьей Алексеевной, стол царя Алексея Михайловича; в селе коломенском отыскали кафельную печку; так как некоторые кафели оказались испорченными, то пришлось сделать новые; отыскались некоторые и другие старинные вещи. Собравши весь этот скарб, дополнив недостающие вещи новыми, сделанными по рисункам, тщательно составленным мною с разных древних украшений и предметов, возобновили терема".

Сейчас теремной дворец входит в ансамбль большого кремлёвского дворца, который является резиденцией президента России. Он закрыт для свободного посещения, на экскурсии требуется разрешение комендатуры кремля.
Для информации. Василий Дмитриевич Поленов - русский живописец, один из наиболее значимых художников пореформенной эпохи, педагог; мастер исторической, пейзажной и жанровой картины, новатор техники пленэра. Академик, профессор и действительный член императорской академии художеств. Член товарищества передвижников, народный художник Рсфср.