Ростов и Нахичевань.
Многим известно, что наш город состоит из двух городов: Ростова и Нахичевани - на - Дону, которые развивались и росли вместе, словно братья. Но потом они соединились и стали одним целым. Но мало кто знает, как все начиналось ….
Свыше двухсот лет назад на берега Дона пришли армянские переселенцы из Крыма. Высочайшим повелением им были дарованы льготы и свободы, а также разрешение на создание своих поселений, управляемых по обычаям предков. По указу Екатерины II им было отведено 12000 десятин из общей площади ростовской земли и дарованы права самоуправления.
В 1779 г. в полуденном форштадте была поселена прибывшая из Крыма большая группа армян, которая и положила начало новому городу у крепости Св. Димитрия ростовского - Нахичевани - на - Дону. Полуденный форштадт составлял юго-западную часть нахичевани.
По преданию, переселенцы остановились на месте, где сейчас находится памятник карлу Марксу. Это место и стало центром Нахичевани. Вскоре в городе был основан армянский магистрат, то есть судебно - административное учреждение, в котором было сосредоточено внутреннее управление городом и селениями.
18 сентября 1894 года в знак глубокой благодарности армянским населением совместно с казачеством был установлен памятник императрице Екатерине II. Этот памятник был символом единения всех народов, проживающих на Дону. Но, к несчастью, это великолепное произведение искусства, изготовленное гениальными русскими скульпторами а. М. и М. М. чижовыми, было снесено большевиками. А на месте, где стояла Екатерина II, был установлен памятник карлу Марксу.
В 1811 г. у Ростова и Нахичевани - на - Дону появились свои гербы. 11 мая 1811 г. Ростов-на-дону и Нахичевань - на - Дону - два города, выросшие рядом с уже терявшей свое стратегическое значение к началу XIX века крепостью святого Димитрия ростовского, получили первые генеральные планы, утвержденные царем Александром I.
В течение всего XIX века застройка и благоустройство Нахичевани постоянно улучшались. В основе строительной деятельности было следование генеральному плану 1811 г., но этот план полностью не был осуществлен.
К концу XIX века на месте, предназначенном для административно - торговой площади с гостиным двором, возникло сразу четыре площади: гостиная, базарная, полицейская и бульварная. Роль доминанты, как и предполагалось, выполнял собор Св. Григория, просветителя армян. Он был композиционным ядром всех площадей, а парковая зона вокруг собора объединяла их в единый ансамбль.
Долгое время на гостиной и базарной площадях возводились деревянные здания лавок и магазинов. Только в 1870-е годы были построены два ряда кирпичных торговых лавок по проекту городского архитектора в. в. Сазонова.
В Нахичевани самыми лучшими архитекторами России строились церкви: кафедральный собор им. Григория - просветителя, св. Никогоса, св. Успения, св. Георгия, св. Теодороса, св. Вознесения, св. Иоанна предтечи. Эти все церкви были уничтожены за годы советской власти. Это были храмы, неповторимые по своей красоте, в которых хранились уникальные книги, утварь, иконы, хач - кары (армянские камни - кресты), привезенные из Ани (Армения) и Крыма. Эти камни - кресты люди несли на себе, спасаясь от варваров и завоевателей. Лишь чудом сохранилась армянская кладбищенская церковь св. Карапета. Ценой огромных усилий была восстановлена часть церкви - монастыря сурб - хач, без колокольни, как музей.
После 1850 года появляются улицы, мощенные камнем, в 1887 году прокладывают рельсовые пути в городе, по которым ходят запряженные лошадьми конки - вагонки. Улучшается освещение улиц. К концу XIX века в городе появился очень хороший водопровод.
Не прошло и ста лет с тех пор, как армяне поселились на Дону, как Нахичевань, состоящий изначально из неграмотного и малообразованного населения, превратился в город европейской культуры - это без преувеличения. Армяне посылали своих детей учиться в Петербург, Москву, Париж, Лондон, Берлин. Они возвращались, принося с собой культуру и знания.
Резко изменился культурный уровень населения Нахичевани. Из города, где люди ходили в восточных одеждах, превратился в европейский город, в котором сохранился аромат Востока, национальная неповторимая самобытность. А светские нахичеванские салоны ничем не отличались от таковых в Петербурге, Москве или Ростове-на-дону. Уже ничем не отличались эти города друг от друга и в одежде людей, их населяющих, и в архитектуре.
Также стоит сказать о некоторых зданиях, сохранившихся со времен существования Нахичевани. Здание нахичеванского городского театра возводилось с 1896 по 1899 годы по проекту городского архитектора Н. Н. дурбаха. По окончании общестроительных работ в 1900-1907 годы велись отделочные работы в интерьере и на фасадах здания. Затем состоялось торжественное открытие.
В заключение стоит сказать, что только в декабре 1926 года оба города объединились в один - Ростов-на-дону.
Нахичевань и ростов появились в разное время и по разным причинам, но в короткий период времени они превратились в богатые и развивающиеся города благодаря их выгодному месторасположению. Оба города были экономически развиты, но население Ростова увеличивалось гораздо быстрее из-за людей, которые покинули свои дома в поисках лучшей жизни на донской земле.
Подробнее читайте о мебели для гостиной http://interior.ru-best.com/mebel/mebel-dlya-gostinoy