Прогулки в сентябре.
Москва.
Дом кекушева на Остоженке или готический особняк Маргариты.
Несомненным украшением улицы Остоженка дом Льва кекушева является
. Этот готический особняк считается у почитателей Михаила Булгакова "Особняком Маргариты", а точнее - одним из наиболее вероятных "претендентов" на эту славную роль … этот особняк, построенный в 1901-1903 годах в стиле московского модерна, вызывает безусловное восхищение работой Льва кекушева своей самобытностью, возвышенной романтикой, видимым всплеском его радости творчества и глубокого желания наслаждаться жизнью. Это был уже второй особняк Льва Николаевича, который он построил "для Себя". Здание было выполнено в изысканном готическом стиле, популярном в то время - оно напоминало средневековый западноевропейский замок - асимметричная композиция, разная высота объемов, романтическая граненая башенка с высоким шатром. Крупная выразительная пластика оконных обрамлений, сложный ритм разнообразных по форме оконных проемов, цветовой и фактурный контраст кирпичной стены с гладкими оштукатуренными поверхностями, сочными вставками орнаментальных рельефов и гранитным основанием, наконец, огромная скульптура Льва, помещенная над щипцом главного фасада, уже демонстрировали глубоко индивидуальную - "Кекушевскую" трактовку стиля, в которой трудно было выделить образные или формальные заимствования. Не менее стильно было решение интерьеров этого особняка. Великолепная парадная лестница с типичным для модерна кекушева тонким рисунком ограждающих решеток, характерная прорисовка сохранившихся дверных полотен и рам, перетекающее пространство помещений второго этажа, разделенное стеклянными перегородками хотя и позволяют обнаружить некоторые параллели в работах Виктора орта, все же, прежде всего, свидетельствуют о сложении собственного почерк мастера в сфере нового стиля. На первых двух этажах дома располагались крупные помещения: зал, смежная с ним гостиная с эркером в башенке, кабинет хозяина. Спальни были устроены в мансардах. Интересно, что все эти помещения с трех сторон окружают парадную светлую лестницу, к которой примыкает крыльцо с главным входом. В здании сохранилась первоначальная планировка помещений и элементы отделки - деревянные филёнчатые двери с зеркальными стеклами, оформление парадной лестницы и другие детали. 20. Апреля 1897 года лев Николаевич женился на дочери отставного штабс-капитана Анне Ионовне Болотовой, очаровательной русоволосой девятнадцатилетней девушке с пухлыми щечками, родом с берегов Днепра, из города Кременчуга полтавской губернии. Венчание в церкви состоялось свв. Космы и Дамиана в Шубине, расположенной рядом с домом генерал-губернатора Москвы на тверской площади. Хотя жениху - успешному московскому архитектору, было неполных 35 лет, его избранница, родившаяся в 1877 году, была моложе его на 15 лет. Лев Николаевич был совершенно счастлив.
Вскоре у молодых появились дети - сын Николай, родившийся 29 февраля 1898 года и дочь Татьяна - 1900 года рождения. И после рождения в 1901 году младшей дочери Екатерины, лев кекушев с семейством, наконец, переехал в этот самый собственный дом на Остоженке, представлявший, как бы сказали сейчас, "Эксклюзивное" элитное жилье - просторный, великолепно меблированный по его чертежам особняк с участком и службами, к тому же один из самых заметных и красивых в Москве 1900-х годов. Это роскошное семейное гнездо говорило о взлете профессиональной карьеры кекушева, достигнутом всего за десять лет работы в Москве. Далеко не все московские архитекторы имели в то время свое жилье, особняками же, тем более новыми, выстроенными по авторским проектам, владели единицы. Это была привилегия только наиболее популярных зодчих, активно востребованных в кругах московских толстосумов.
Сейчас многие детали внешней отделки особняка утрачены, а уцелевшая лепнина, имевшая ранее темный, контрастирующий со стенами цвет, выбелена. Исчезла и скульптура Льва, красовавшаяся над щипцом главного фасада. По редким воспоминаниям родственников лев Николаевич был веселым, добрым человеком, любил розыгрыши, но главной его страстью была архитектура - он вставал по обыкновению в 6 утра и работал в своем кабинете. Как утверждала жена архитектора - Анна Ионовна, строя здания по своим проектам, он часто увлекался, превышал сметы, отпущенные на постройку, и делал многое за свой счет, чтобы увидеть в натуре более точное и качественное воплощение своих идей (из-за этого впоследствии кроме долгов ничего после себя не оставил. Возможно, именно благодаря этому редкому для профессии авторскому бескорыстию, его лучшие постройки обладают таким необычным для Москвы высоким качеством строительства и архитектурным совершенством. После 1912 судьба мастера обрела загадочный и, возможно, трагический оттенок. Складывается впечатление, что он перестал принимать какие-либо заказы, лишь время от времени, помещая в журналах фотографии своих старых работ. Его последние, известные нам проекты датированы 1912 годом.
Есть скудные сведения, что кекушев лечился в психиатрических лечебницах и много пил. По свидетельству младшей дочери, лев Николаевич кекушев умер в больнице в 1917 году и был похоронен на одном из московских кладбищ. Могила его, к сожалению, до сих пор не найдена. По некоторым сведениям, лев Николаевич умер от психического заболевания в полной нищете и именно в преображенской больнице, которую сам же некогда и построил. Но, давайте заглянем на страницы романа М. а. Булгакова для попытки идентификации особняка на соответствие жилищу Маргариты: "…Маргарита Николаевна со своим мужем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад". И дальше: "…он (Понырев) проходит мимо нефтелавки, поворачивает там, где висит покосившийся старый газовый фонарь, и подкрадывается к решетке, за которой он видит пышный, но еще не одетый сад, а в нем - окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном, и темный с другого - готический особняк". Как мы видим, описание не совсем подходит - нет сада, решетки … особняк, надо сказать, находится не в переулках "Близ" Арбата, а на оживленной московской улице, отстоящей от него на значительном расстоянии … однако сходство все же есть - в описании: "готический особняк" … и спальня, "выходящая фонарем в башню особняка". Существует версия, что якобы Сергей топленинов (живший совсем недалеко в деревянном доме в мансуровском, 9) был женат на дочери архитектора Льва кекушева, Марии, которая, несмотря на протесты родных, ушла из роскошного особняка на Остоженке, 21, к любимому в мансуровский переулок, 9. только через несколько лет, когда кекушевы - родители смирились с ситуацией, Мария и Сергей поженились и переехали на Остоженку. Все эти истории очень напоминают историю мастера и Маргариты. Тут есть о чём подумать "Булгаковедам"… Именно Здесь, в Полуподвале Этого Деревянного Дома, Михаил Булгаков Будет Писать Впоследствии Свой Знаменитый Роман"мастер и Маргарита"….