Прогресс и гармония для человечества: Осака, экспо - 70.
Десятилетие, предшествовавшее экспо - 70, было для Японии периодом высоких темпов экономического роста и бурной урбанизации. Выставка дала толчок широкому строительству и архитектурному обновлению всего центрального района страны, где она проводилась. В подготовке всемирной выставки японские строители использовали Осаку в качестве экспериментального города для решения актуальных проблем урбанизации. Найденные благодаря этому варианты позволили реконструировать восточную часть Осаки - район сэнри, где под выставку отвели территорию в 330 га.
Экспо - 70 была первой всемирной выставкой на азиатском материке и в то же время самой представительной: 77 стран - участниц развернули свои экспозиции в 107 павильонах, отдельные здания имели международные организации, фирмы и города.
"Прогресс и Гармония для Человечества" - девиз экспозиции всемирной выставки в Осаке, он отражал одну из животрепещущих проблем современности. Каждая из стран - участниц информационной насыщенностью экспозиции и различными формами подачи материалов, а также и через архитектуру решений, лежащих в основе зрительного, эмоционального образа павильона, стремилась выразить тему - девиз выставки, показать ее понимание.
В общей пестроте и яркости, несомненной изобразительности и театральной картинности выставочных сооружений выделялись павильоны, воспроизводящие формы национальной архитектуры или обращавшиеся к ней. Однако во многом фантастический облик архитектуры экспо - 70 определялся видом павильонов, напоминавших прозрачные исполинских размеров кристаллы, развернутое крыло бабочки, перо птицы, диковинное туловище насекомого.
"Выставка представляла собой редкое, удивительное зрелище. Яркий блеск и причудливая ажурность металла, слепящие поверхности зеркальных стен павильонов, качающиеся в воздухе необычные "Скульптурные" формы сооружений - надувные цилиндры, башни, сферы и полусферы, традиционная архитектура, соседствующая с обнаженностью металлических конструкций, пронзенных цветными резиновыми трубами, фонтаны и каскады диковинных форм, укутанные в цветные облака водяной пыли, музыка и огни, бесконечная игра света и цветовых подсветок, пестрые одежды и говор разноязыкого людского потока - все сливалось в единую грандиозную феерию", - пишет Г. б. навлицкая, автор книги об Осаке.
Интересным сооружением центральной зоны выставки была громадная плита на стальных фермах, поднявшаяся на высоту 30 м. в ее ажурности и мощности заключалась идея структуры города будущего. Стальной каркас - пространственная ферма с ячейками, куда вставлялись блоки, в будущем отдельные крупные сооружения вплоть до целых кварталов - это и опора плиты, и ее архитектурный рисунок. "В то же Время Гигантская Структура, - Замечает Г. Б. Навлицкая, -. Может Быть, Против Воли Авторов Проявляет Нечто Совсем не Предполагавшееся: Самодовлеющий и в Известной Мере Давящий Техницизм, Которому при Самом Высоком Взлете не Хватает Неотъемлемых Качеств Традиционной Архитектуры - Гуманистичности, Обычной Человеческой Мерки".
Главный архитектор экспозиции всей выставки кэндзо Танге возглавлял школу японского метаболизма - наиболее специфического для Японии нового архитектурного направления, появившегося в 60-е годы. Его возникновение связано с осознанием резкого контраста между отдельными уникальными сооружениями и хаотичностью японских городов в целом. Школа метаболизма отрицает классическую законченность композиции, которая, по мнению представителей школы, не дает возможности дальнейшего органического развития каждой из городских структур. Развитие современного градостроительства они отождествляют с эволюцией живых организмов в природе. Поэтому генеральный план выставки был основан на разветвляющейся, подобно дереву, системе коммуникаций, "Ветви" которых завершались павильонами максимально индивидуальных архитектурных решений.
Разработка и осуществление генерального плана всемирной выставки стали важнейшей вехой в теоретическом и практическом развитии японской архитектуры. Четкая пространственная организация определяла весьма активное существование всех компонентов выставки, всей ее огромной территории до самых отдаленных уголков.
Г. в. навлицкая отмечает: "Экспо в Разработке Автора К. Танге Является Попыткой, с Одной Стороны, Представить Урбанистическое Будущее Японии и Мира, Наглядно Продемонстрировать Метаболистическую Схему как Костяк, Скелет Города Будущего, с Другой - Иллюстрация Теории Конкретной Реальности Экспериментального Конструирования, Применившего Самые Новейшие Технические Достижения".
Японские павильоны в силу особого техницизма, утрированной индустриальности "Почерка" архитектурного проектирования, смелого экспериментирования в области формы производили впечатление "нездешности", перемещения посетителя в неведомый город XXI в. одним из подобных сооружений и в то же время наиболее интересным образцом "космической" архитектуры был павильон "сумитомо". Его вертикальный каркас, напоминавший мостовую ферму, соединялся с элементами сферической формы, поднятыми над поверхностью земли и как бы парящими в воздухе.
Еще необычнее казался павильон "Тосиба Иси". От шести точечных опор поднимаясь вверх треугольниками, его замысловато сплетенная опора - решетка выбрасывала вверх стрелы. Переплетение рождало причудливое сооружение строго чеканных форм, внутри которого висел ярко - красный купол с расположенными по кругу экранами. Неким "Космическим" гостем представлялся павильон "ригон", где огромный 20-метровый в поперечнике воздушный шар в виде недремлющего ока, смотрящего в окуляр павильона, символизировал вечное стремление человечества к знанию.
Павильон фирмы "Мицубиси", называвшийся "природа Японии и мечты японцев", показывал морское дно, подводный город будущего, сверкающие стеклянные шары - дома, такси обтекаемой формы, деревья и газоны в стеклянных колпаках. А рядом - добыча полезных ископаемых: громадный металлический корабль полз по дну, навлекая уголь, железную руду, золото. Буровые вышки под водой добывали нефть и передавали на поверхность.
Стенд "Капсула Времени" массой более 1, 5 т буквально начинили предметами цивилизации XX в. - фильмами, книгами, произведениями искусства разных стран. 3420 предметов отобрали для характеристики нашего времени. Среди них макет советского вымпела, доставленного на луну, бортпаек американского астронавта, образцы тканей и микротелевизор, лак для ногтей и стальные наручники, образцы банкнот и деловые бумаги. По окончании выставки капсулу замуровали на площади против осаковского замка, на каменном обелиске надпись: "мы просим вскрыть через 5000 лет, в 6970 году! Огромного размера пневматическое покрытие эллипсообразного очертания перекрывало обширное пространство павильона США. Архитектурное решение о технических возможностях американских строительных фирм говорило. Сооружение имело относительно невысокие стены, размер которых несколько скрадывался темно-фиолетовой окраской, и огромное белое простеганное покрытие. Внутри главное место занимал зал космоса, где можно было видеть подлинники и копии космических аппаратов, оборудование, одежду и нишу астронавтов, а также образцы лунной породы.
Просто и оригинально выглядел павильон Канады: пирамидальные стены, облицованные зеркальным стеклом, создавали иллюзию незамкнутого пространства. Это впечатление отсутствием крыши усиливалось.
Павильон Великобритании имел разделы: история страны, развитие науки, промышленность, строительство, транспорт, образование, искусство, спорт. Но лучше всего была отражена жизнь королевской семьи.
Павильон народной республики Болгарии балканские горы символизировал. Разной высоты цветные пирамиды с разлинованным зелено-синим покрытием напоминали очертания балканских гор, словно воспроизводили горные склоны с сеткой полей и плантаций.
В оформлении чехословацкого павильона было щедро использовано стекло. Знаменитое чешское стекло, производство разнообразной бижутерии стало темой павильона. Сверкающий, словно драгоценный кристалл, горящий в лучах жаркого солнца и вечернего неонового половодья, он казался сказочным хрустальным дворцом. Экспозиция жизнь народа отражала.
Кубинский павильон рассказывал о жизни страны до и после революции 1959 г. экспонаты повествовали о важнейшей отрасли хозяйства - сахарной промышленности, развитии производства сельскохозяйственных культур: кофе, ананасов, бананов, цитрусовых и кокосовых орехов.
Еще с дальних подступов внимание посетителей привлекал шпиль советского павильона. Вознесенные на огромную высоту серп и молот венчали развернутое красное знамя. Японский архитектор к. Танге считал: "Павильон Ссср, как Большой Красный Цветок, Включается в Цветущее Дерево Выставки".
Авторами архитектурного проекта советского павильона стали главный архитектор М. Посохин, главный конструктор а. Кондратьев, главный художник к. рождественский. Складчатая конструкция, стальной каркас, облицованный тонкой листовой сталью, позволяли осуществить сложную пространственную планировку внутренних объемов, использовать необычайную протяженность вертикального пролета, достигавшего в наивысшей точке здания 109 м. зрительный образ павильона, по своим формам представленный как развернутое красное знамя, был хорошо виден со всех концов огромной выставки и даже за ее пределами.
В художественном оформлении советского павильона содержание экспозиции вытекало из нарастания высоты внутреннего пространства здания. Материал и эмоциональная атмосфера первых разделов требовали камерности, и поэтому высота здесь не превышала 6-10 м. она увеличивалась на третьем этаже в разделе Сибири и дальнего Востока, где надо было передать ощущение размаха и простора, и наконец, "Наука и Космические Исследования" были показаны в той части павильона, где кровля резко уходила вверх в полутьму и почти терялась из глаз, наводя на мысль о беспредельности космоса.
Посетившим выставку запомнилась бесконечная очередь к советскому павильону. В середине августа был отмечен 16-миллионный посетитель нашего павильона. За всю историю всемирных выставок ни одному из участников не удалось привлечь к себе столько зрителей. Перед закрытием выставки в сентябре здесь прошел 20-миллионный зритель. Рекорд!
Японцы Россию"Открывали". Советский союз зрителям огромную информацию научно-технического и эстетического характера демонстрировал. Отразилась и тенденция последних десятилетий в выставочном деле: от демонстрации станков и автомобилей, фотоаппаратов и часов к показу самобытного лица той или иной республики, образа жизни народа.
Время выставки совпало с юбилейными торжествами в нашей стране - отмечалось столетие со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Это событие во многом характер советской экспозиции определило. Ленинский зал служил одновременно вводным и центральным: огромная, необычно построенная композиция со свободно висящим центральным стендом, на котором непрерывно демонстрировался документальный фильм "Живой В. И. Ленин".
Из ленинского зала зритель попадал в резко контрастирующие с ним по пространственному решению камерные интерьеры. Зрителям рассказывали о материнстве и детстве, о творчестве молодого поколения. Далее шли залы "Культуры" с богатейшим разнообразием уникальных экспонатов.
Зал "Сибирь" зрителя разливом красок поражал. Здесь "Росли" кедры, ели, березы, можжевельник. На слайдах - диорамах зеленел океан тайги, сверкали яркие багряные и золотые дали, нетронутые снега бескрайних сибирских просторов. На фоне удивительной по красоте природы сибири раскрывался труд людей. Это показывали диорама западно - сибирского металлургического завода, макеты софрониевского угольного разреза черемховского месторождения, усть - балыкского нефтяного месторождения, жилого комплекса одного из алмазных приисков Якутии, светящиеся контуры саяно-шушенской ГЭС и макет знаменитого Академгородка в Новосибирске. Сверкающие переливы драгоценных и полудрагоценных камней представляли богатства подземных кладовых: добытые и обработанные человеком россыпи алмазов, инкрустация и мозаика, многокрасочные витражи.
Сильное впечатление заключительный раздел "Космос производил". "Удивительным был разворот огромного пространства зала, использующего стометровый вертикальный пролет павильона, темного пространства, наполненного сверканием звезд, пронизанного таинственным мерцанием малиново - красных, фиолетовых отсветов и пульсирующих вспышек прожекторов. В этом как бы естественном космосе среди сполохов космических зарниц были представлены космические аппараты", - описывает экспозицию Г. б. навлицкая.
Главный художник к. рождественский как бы дополняет рассказ: "люди подолгу всматривались в зал, как с вершины горы смотрят в ночные долины со светящимися городами и звездами на небе. В центре на стене - ромбообразный вариэкран высотой 40 м, по форме органически вливающийся в складчатую конструкцию павильона. Фильм, как и вся экспозиция, смотрелся с трех отметок: с высоты третьего этажа, с балкона второго этажа и из самого зала. По ходу фильма световой луч из тьмы космические аппараты выхватывал". Отрывок из книги "Парад Всемирных Выставок" (мезенин Н. а. ).
Ещё читайте об интерьере для дома тут http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-dlya-doma